Статьи Профессии: VR / AR-дизайнеры, иллюстраторы и художники

Профессии: VR / AR-дизайнеры, иллюстраторы и художники

За последние пять лет стремительного развития виртуальной и дополненной реальности появились новые профессии. Некоторым из них не учат в учебных заведениях, некоторые только формируются как дисциплина. Дизайнеры, художники, скульпторы, иллюстраторы, режиссеры не находятся в стороне новых медиумов - они используют VR и AR как средство передать больше эмоций, погрузить зрителя в произведение и совместить техническое, художественное и концептуальное. Команда фестиваля искусства и виртуальной реальности Frontier разработали глоссарий профессий, связанных с дополненной и виртуальной реальностью, и спросила художников о работе в параллельных мирах.

Некогда читать?

Сохраните ссылку в соцсеть

VR-художница Тая Кабаева

VR-художница Тая Кабаева
VR-художница Тая Кабаева

Тая Кабаева является VR- художницей, режиссером анимации, артментором компании Sensorama, медиа-арт резиденции Carbon и фестиваля искусства и виртуальной реальности Frontier.

Что делает: Live перформансы в VR, воркшопы по творчеству в VR, коммерческие и образовательные VR-проекты, media-инсталляции с использованием VR, пока создает анимационный короткий метр, который сочетает 3D- и 2D- технологии.

Программы, с которыми работает: TiltBrush, GravitySketch, Blocks, AnimVR.

С чего все началось: По основному роду деятельности и образованию я режиссер мультипликации. Анимация и любовь к рисованию и привели меня в VR-тусовку. Началом можно считать день, когда я пришла на ознакомительный ивент от Sensorama и схватила эти HTC Vive очки с пониманием: вот он — портал в невероятное.

Что нужно: VR-технологии — это альтернативное пространство для самореализации и воплощения своих идей. Очень важно иметь свою сверхзадачу, знания темы и идеи, которую хочешь транслировать через этот медиум. Ведь уникальная технология изобилует множеством инструментов и возможностей, в которых можно заблудиться, если не знаешь, что хочешь сказать.

Особенности профессии: Основная — это работа с глубиной и пространством. Многие впервые используют этот инструмент, не учитывают этого и по привычке работают в двумерной плоскости.

Стереотипы по профессии / деятельности: Сейчас большинство рассматривает VR как аттракцион и инструмент именно игровой индустрии. Когда ты предлагаешь людям порисовать или пострелять — выбирают второе. Я считаю своей целью сделать приоритетом первое. Это совсем молодая технология и, к счастью, здесь еще не сформировались каноны и стереотипы. В этом весь кайф.

Когда я говорю людям, что пропагандирую искусство в VR, встречаю разного рода реакции от «Вау, а такое бывает?» До «Горите в аду со своей виртуальной реальностью». Для меня VR — это уникальная возможность для улучшения коммуникаций и расширение характеров взаимодействия между художниками. Это также отличный художественный инструмент для работы с детской аудиторией.

Минусы: Очень устают глаза. Очки виртуальной реальности имеют статическую линзу, поэтому сетчатка глаза постоянно в одном фокусном режиме, поэтому замедляется кровоснабжение сосудов. Очень важно выполнять вращательные упражнения и упражнения для зрения на смену фокуса после сеанса в VR.

Плюсы: VR в контексте искусства — это пространство, не обременено ни правилами, ни стереотипами. Это совершенно новый способ осмысления художественного и себя как художника. Это новый язык сближение со зрителем, уникальный опыт встречи с самим собой. Меня вдохновляет этот медиум, как новый способ выражения художественного образа, и я вижу в этой технологии мощный потенциал для сильной и эффективной коммуникации между художниками и представителями разного рода деятельности, связанных с образовательными, культурными и социальными инициативами. Сейчас меня очень интересует направление social art, где VR-технология помогает людям раскрыться и найти в себе творческий потенциал.

VR developer Алексей Сысоев

VR developer Алексей Сысоев
VR developer Алексей Сысоев

Что делает: VR developer занимается разработкой VR / AR-программ, разработкой игр для VR B2B сегмента.

Программы, с которыми работает: Unity, Photoshop, 3D-софт вроде 3D Max и Blender.

Что нужно: Знание языка программирования, на которых ведется разработка, знания своих инструментов и последних трендов и технологий.

С чего все началось: Карьера началась в 2013 году с различных разработок, связанных с предшественником AR, с камерой Kinect от Microsoft. Дошло до того даже, что мы с командой были приглашены в M17 на выставку современного искусства с нашей работой:

 

Особенности профессии: особенности этой профессии в том, что практически отсутствует рынок потребления. Если говорить о B2C, его сегодня практически не существует. Если говорить о B2B — нет. Да, он не такой большой, как хотелось бы, но и горстка компаний, решила идти этой дорогой, нашла свою нишу.

Стереотипы по профессии / деятельности: Существуют стереотипы об этой технологии, что она слишком дорога, недоступна и сырая, но после того как погружаешься в этот рынок, мировоззрение полностью меняется.

Плюсы: Положительная сторона профессии в том, что мы находимся на границе существующих технологий. Постоянно приходится работать с чем-то новым, быть первым, кто это попробовал, и находить решения, комфортные для обычных пользователей. По факту мы формируем рынок сейчас.

Минусы:  Слишком много сырого, далеко не каждый потребитель понимает эту технологию и тем более ею интересуется. Сложно найти проект, на котором задержишься долго, поскольку жизненный цикл подобных компаний сейчас не очень длинный.

3D artist Иван Кабаненко

3D artist Иван Кабаненко
3D artist Иван Кабаненко

Что делает: создает модели для компьютерных игр: транспорт, здания, элементы окружения и тому подобное.

Программы, с которыми работает: Maya, 3Ds Max, zBrush, Gravity Sketch (моделирование), UVlayout (развертка UV), Substance Painter, Photoshop (текстуры). Эти программы применяются во всех сферах развлекательной индустрии: кино, мультфильмы, видеоклипы.

Что нужно: Важнейшими профессиональными навыками является умение быстро учиться и жажда новых знаний. Также художественная или дизайн-образование значительно облегчают жизнь 3D- художника. Понадобится внимание к деталям, планирование, оптимизация моделей.

С чего все началось: Все началось с 3D-мультфильмов — «История игрушек», «Шрек». Это так круто выглядело, что я начал потихоньку разбираться в программах для создания 3D-графики. Я делал простые модельки, логотипы. А позже узнал, что мои любимые игры тоже делают в этих программах. Здесь на помощь пришел Youtube с тонами видеоуроков

Особенности профессии: Нужно держать руку на пульсе развития технологий. Создаются новые программы. Они автоматизируют работу, которую нужно было раньше делать вручную и это занимало много времени. Или, например, сейчас в одной программе можно делать все то, что раньше делалось в нескольких.

Стереотипы по профессии / деятельности: Окружающие думают, что если ты 3D-моделлер — делаешь целыми днями крутых персонажей, роботов, космические корабли. Но это не всегда так. Иногда ты делаешь нелегкую и порой скучную работу по типу оптимизации, а твоя модель будет где-то в темном углу и ее вообще мало кто увидит.

Плюсы: В VR можно быстро создать концепт будущей модели, сразу покрутить ее со всех сторон, постоять рядом с ней, расположить на ладони, посидеть и почувствовать, как будет внутри. И это все уже через час работы. В то время как иногда на разработку одного концепта тратятся недели — в VR за день можно сделать десяток.

Минусы: оптимизация, потому что всем хочется делать классно и быстро.

3D-Generalist Дарья Вештак

3D-Generalist Дарья Вештак
3D-Generalist Дарья Вештак

Что делает: создает 3D-контент для рекламы и кино: модели персонажей и окружения, симуляции тканей, жидкости, анимации систем частиц, разрушений, сетап персонажей и предметов, шейдинг (разработка материалов), лайтiнг (освещение), композитного и прочее.

Программы, с которыми работает: Maya, Zbrush, Photoshop, AE, 3D Coat, Substance Painter, Arnold, Nuke, UE4.

Особенности профессии: Быть генералисты — это удел тех, кому быстро надоедает делать однообразную работу и застревать в одной профессиональной области. К сожалению, во многих коммерческих студиях существует жесткое разделение обязанностей. Есть специалисты, которые только модель, только текстура, занимаются волосами или мехом, месяцами Симула пыль, или сетаплять персонажей и тому подобное. Генералисты объединяет все эти знания и может самостоятельно разработать и выполнить анимационный ролик — это значительно более широкое пространство для реализации собственных творческих замыслов.

Стереотипы по профессии / деятельности: Конечно, генералисты не всегда обладает настолько глубокими знаниями в каждой дисциплине, как специалист, который занимается только одним делом. Поэтому часто генералiстiв считают поверхностными специалистами и советуют сосредоточиться на одной области. Но генералисты не ставят пределы своего мастерства i могут совершенствоваться одновременно по нескольким направлениям. Никто не помешает тебе быть одновременно i крутым моделлер, i анiматором, i скриптер. К тому же, знания о создании цифровой графики на всех этапах помогут в управлении и командной работе.

С чего все началось: Когда в соцсети я нашла работы 3D-художника, которые влюбили своей удивительной техникой и атмосферой. Я поинтересовалась у него, с помощью каких программ он создал это, и бросилась в их изучения. Имея высшее художественное образование, мне достаточно легко давалась учеба на курсах по трехмерной графики и уже через год я работала над созданием полнометражного анимационного фильма. В последнее время заинтересовалась перформативными и интерактивными медиа и Виар. Мечтаю создать театр электронной музыки, где звук и изображение были бы одним целым и создавались в реальном времени. 3D-графика дает возможность создавать фантастические, но убедительные миры, в которые еще и возможно окунуться с помощью VR. Это как пригласить зрителей в гости к своему воображению.

Что нужно: Генералiстовi надо понимать весь пайплайн создания цифровой графики от начала i до конца, то как рисунок станет 3D-моделью, как оно будет двигаться, что может помешать делать анимации, а поможет сделать ее более выразительной. То есть главное, что нужно генералiсту — это опыт.

Плюс и минус: Одновременно и плюсом и минусом генералисты является именно постоянная необходимость в изучении новых инструментов, программ, техник. Никаких границ, никаких «нет, я этого не умею», «это не мой профиль».

Архитектор VR, CG artist Евгений Невмывака

Архитектор VR, CG artist Евгений Невмывака
Архитектор VR, CG artist Евгений Невмывака

Что делает: CG artist, архитектурная визуализация, демонстрация архитектурных проектов заказчикам.

С какими программами работает: 3ds Max, Twinmotion, Photoshop, Lumion.

Архитектурное проектирование необходимо для детальной презентации проектов клиентам. В VR масштаб ощущается гораздо отчетливее. Заказчик имеет возможность увидеть максимально приближенную картину результата и это очень важно.

Профессиональные навыки: Знание программ и наличие художественного вкуса. По образованию я архитектор, но также учился в художественной школе.

Особенности профессии: В большинстве архитектурных студий в Украине визуализатор является одной из ключевых фигур в компании, так как благодаря хорошей картинке можно продать проект. В небольших бюро на этом делают главный акцент. Визуализатор должен сделать из картинки фотореалистичные визы. В нашем бюро все наоборот. Большинство специалистов — архитекторы. Акцент в разработке проекту смещен в сторону исследований и обработки документации. На визуализацию выделяется очень мало времени и это финальный этап. Также, мы осознанно делаем не реалистичны рендеры, а художественные.

Что нужно: знание правил композиции, света, тени, физики, геометрии, наличие художественного вкуса.

Стереотипы по профессии / деятельности: Главный стереотип о том, что это достаточно легкая работа, программа сама все за тебя просчитает. Но в реальности разработка занимает очень много времени и усилий. Еще один распространенный миф: чем реалистичнее выглядит картинка, тем качественнее архитектурный проект. В небольших студиях подавляющее количество работников — визуализаторы, которые шлифуют каждый рендер и доводят его до состояния фотографии. Огромные временные и финансовые ресурсы направлены именно на картинки, а не на рабочий проект.

Плюсы: Главные плюсы в том, что у нас появилась возможность лучше представить проект заказчикам и качественнее обрабатывать детали. В VR видно все. Можно почувствовать масштаб, размеры, узлы. Показывая просто картинки, можно настроить определенный красивый ракурс и скрыть недостатки. VR таких поблажек не дает.

Автор:

ТАМАРА ЛАЗАРЕНКО
ТАМАРА ЛАЗАРЕНКО

ТАМАРА ЛАЗАРЕНКО
Коммуникационная менеджеру, куратор образовательных программ для менеджеров культуры

Источникtelegraf.design
Журнал BORDER
Журнал BORDERhttps://zen.yandex.ru/media/jborder_prosvet
Следите за мировыми достижениями в области промышленного дизайна, машинного обучения, технологий, анализа данных и искусственного интеллекта. Читайте последние новости и узнавайте о предстоящих событиях.