Статьи 100 лет школы дизайна Баухауз. История творческой революции

100 лет школы дизайна Баухауз. История творческой революции

В 2019 году Германия отмечает столетие со дня основания Баухауза, школы дизайна, которая произвела революцию в творческом и художественном мышлении в мире. За 14 лет существования в школе преподавали влиятельные художники-модернисты. Многие из них эмигрировали, распространяя наследие Баухауза

 

Столетие школы Баухауз будет представлено на выставках в Германии и других странах.

Некоторые из них, такие как выставка  Bauhaus Imaginist , проводятся с марта, исследуя взаимосвязь школы с различными реформаторскими движениями, которые рассматривают искусство как двигатель социальных изменений.

 

Баухауз идеалы

Баухауз (дом строительства на немецком языке) являлся проектом искусства, ремесла и экспериментальной архитектуры. Зарождение и эволюция школы тесно связана с политическим и социальным климатом того времени. Одновременно с появлением Веймарской республики, демократического, но крайне нестабильного периода послевоенной Германии . Баухауза создавался для восстановлению общества. Создание инструментов, которые могли бы революционизировать повседневную жизнь, жилье и образ сосуществование.

Афиша для выставки Баухаузав Веймаре, литография. Йост Шмидт, 1923 год. Архив Баухауза, Берлин / © VG Bild-Kunst, Бонн, 2016.
Афиша для выставки Баухауз в Веймаре, литография. Йост Шмидт, 1923 год. Архив Баухауза, Берлин / © VG Bild-Kunst, Бонн, 2016.

 

 

 

Кто и когда создал школу Баухаус

Архитектор Вальтер Гропиус основал школу 1 апреля 1919. Цель создания — преодоления разделения между ремесленником и художником. Устранения социальных различий посредством творчества. Эти и другие принципы он заложил в декларации 1919 года. «Архитекторы, скульпторы, художники, мы все должны обратиться к ремеслам».

Политический и экономический климат того времени заставил Баухауз мигрировать дважды: в Дессау в 1925 году и в Берлин в 1932 году. Там, в конце концов, преследуемая нацистской партией , школа закрыла свои двери, оставив наследие глобального масштаба.

 

Архитектор Вальтер Гропиус
Архитектор Вальтер Гропиус

 

 

Баухауз — доступный дизайн для всех

Создатели Баухауза были убеждены, что искусство отвечает потребностям общества. Гропиус полагал, что предметы повседневного обихода должны быть перепроектированы для быстрого и экономичного производства. Важно было сделать хороший дизайн доступный для всех. И это в то время, когда экономика страны страдала от послевоенных разрушений.

Этот период соответствовал идеалистическому, экспрессионистскому и экспериментальному этапу школы. С появлением, в 1923 году, Ласло Мохой-Надь, в Баухауз добавился русский конструктивизм и неопластизм.

 Зародился принцип — ищите суть искусства, устраняя лишнее. 

Следуя ему, Герберт Байер разработал типографский стиль, который исключил заглавные буквы и засечки. Создав известный Architype Bayer. Взрыв графического дизайна и рекламы ознаменовал курс школы. Творческая революция охватила все искусство — фотографию, дизайн и архитектуру. Радикально изменилось преподавание.

100 лет школы дизайна Баухауз. История творческой революции
Стул с цветными ремешками. Марко: Марсель Бройер / Корреа: Гунта Штёльцль, 1921. Классик Stiftung Weimar / © VG Bild-Kunst, Бонн 2016.

100 лет школы дизайна Баухауз. История творческой революции
Дизайн выставочного стенда производителя зубной пасты. Герберт Байер, 1924. © Художественный музей Гарвардского университета / Музей Буш-Райзингера / В. Г. Билд-Кунст, Бонн, 2016.

 

 

Имена, которые увеличили школу BAUHAUS

В Баухаусе были такие выдающиеся представители, как Вальтер Гропиус , Людвиг Мис ван дер Роэ , Пол Кли , Василий Кандинский и Оскар Шлеммер. Многие женщины также преподавали и обучали там. Школа была одной из первых, кто открыл свои двери для женщин. Однако в стране, образовании и искусстве по-прежнему доминировали мужчины.

Например Гропиус ограничивал женщин ткацкими станками, полагая что они физически или умственно не способны к другим видам искусства и что они мыслят только в двух измерениях. А не в трех, как мужчины. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Несмотря на огромные барьеры созданные мужским доминированием, выдающиеся женщины Лилли Райх, Марианна Брандт, Анни Альберс, Эйлин Грей, Альберс или Гунта Штольцль стали представителями модернизма.

Стулья «Барселона» и «Вайссенхоф» от Лилли Райх или баллонная лампа и свет Kandem nº702 от Марианны Брандт, стали иконами современного дизайна.

 

 

Василий Кандинский, 1922–1933, Преподаватель / 1923–1933, Заместитель директора
Василий Кандинский, 1922–1933, Преподаватель / 1923–1933, Заместитель директора

Ласло Мохой-Надь, 1923–1928 — преподаватель
Ласло Мохой-Надь, 1923–1928 — преподаватель

Герхард Маркс, 1919–1924 — преподаватель
Герхард Маркс, 1919–1924 — преподаватель

Иоханнес Иттен, 1919–1923 — заместитель директора
Иоханнес Иттен, 1919–1923 — заместитель директора

 

Брошюра Управления города Дессау, 1931. Дизайн :. Шмидт Йуст / тексты: Людвиг Гроте / игра: Баухаус-принт, принт Дюннхаупт. Баухаус Дессау Фонд. © VG Picture Art, Бонн 2016 / Кристиан Гроте, Лаура Гроте.
Брошюра Управления города Дессау, 1931. Дизайн :. Шмидт Йуст / тексты: Людвиг Гроте / игра: Баухаус-принт, принт Дюннхаупт. Баухаус Дессау Фонд. © VG Picture Art, Бонн 2016 / Кристиан Гроте, Лаура Гроте.

100 лет школы дизайна Баухауз. История творческой революции
Баухауз в Дессау. Вальтер Гропиус, 1926 / Фото: Тильманн Франзен 2017 / © VG Bild-Kunst Bonn, 2017

Дессау и Берлин, новые вызовы

Политически преследуемый, в 1925 году Баухауз переехал в промышленный город Дессау. Там учреждение официально называлось «Школа дизайна» и расположилось в знаменитом здании рационалистической архитектуры, спроектированном Вальтером Гропиусом.

Художественные предметы заменили курсами, ориентированными на промышленный дизайн. Школа продуктивно сотрудничала с местными промышленными предприятиями.

Этому времени соответствует большинство самых узнаваемых продуктов и зданий Баухауза: от стальной мебели Марселя Бройера и пепельницы от Марианны Брандт до обоев Баухауза, Но с прибытием нацистов в Дессау в 1932 году финансовая помощь, полученная учреждением от государства, была прекращена, и школа переехала в Берлин. Власти Германии распорядились закрыть ее 11 апреля 1933 года . Здание школы в Дессау заняла национал-социалистическая партия.

Весь мир это Баухаус

Школа закрыла свои двери, но ее идеи все еще сохраняются. Многие Баухаузеры отправились в изгнание и способствовали распространению ценностей этого учреждения.
А в 1996 году здания Баухауза в Веймаре и Дессау были объявлены ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия .

В настоящее время школа представляет идею междисциплинарного, универсального и общего дизайна, руководствуясь экспериментами и поиском вдохновения в мире. Здесь нет стиля Баухаус, с его разнообразием и неоднородностью. Нацеленность больше на умы, открытые для нового переосмыслении мира, чем на установлении закрытого и однозначного стиля.

Под девизом «Die Welt neu denken» («переосмыслить мир »), великое столетие Баухауза будет отмечаться в соответствии с его традицией: экспериментальной, многоформной, транснациональной и радикально современной.

 

 

Источникexperimenta
Журнал BORDER
Журнал BORDERhttps://zen.yandex.ru/media/jborder_prosvet
Следите за мировыми достижениями в области промышленного дизайна, машинного обучения, технологий, анализа данных и искусственного интеллекта. Читайте последние новости и узнавайте о предстоящих событиях.