Приблизительное время чтения: 4 минуты
Согласно древнему самурайскому кодексу бусидо жизнь — это нечто иное, как подготовка к смерти. По мнению японцев, почетнее всего пасть на поле боя от меча противника или совершить ритуальное самоубийство — сэппуку, вспоров себе живот, в котором, по восточным поверьям, обитает душа человека. Для этого используют ножи для харакири.
Таким образом самурай показывает чистоту помыслов, внутреннюю правоту и мужество перед лицом боли и смерти, то есть сэппуку для него -последнее оправдание перед небом и людьми.
Нож кусунгобу.
Специальным инструментом для самоубийства стал нож кусунгобу (кусунгобэ)специализированный вариант малого танто. У него не было цyбы аналога европейской гарды у японского клинкового оружия), а габариты по сравнению прототипом уменьшились, в частности длина кусунгобу составляла точно 9,5 сун (примерно 297 см).
Кроме того, нож получил более тонкое острие, предназначенное для сильного резкого удара.
Рукоять и ножны традиционно выполняли в белом цвете, символизирующем смерть, хотя известный мастер отступить от этого канона.
Появление дополнительного оружия в арсенале самурая можно объяснить только безграничным стремлением японцев к упорядоченной жизни, каждый шаг которой регулируется определенным правилом.
Танто, например, такого же размера, что и кусунгобу, он не повреждает позвоночник, не нарушает красивого обычая и вполне подходит для самоубийства (что подтверждают реальные случаи, когда самураям приходилось выполнять сэппуку на поле боя или в иных исключительных обстоятельствах).
Исторический факт
Ритуальное самоубийство путем вспарывания живота, принятое Среди самурайского сословия, со средних веков в Японии Называется сэппуку, или харакири.
Оба слова на японском пишутся одинаково, но в первом случае сначала пишется иероглиф «резать», а потом «живот», во втором-наоборот.
В Японии более известное слово харакири является разговорной формой и имеет уничижительный оттенок.
Сэппуку, совершали по приговору как наказание или добровольно, если была затронута честь самурая, в знак его верности господину и т.д. Этот обычай возник во второй половине Хll в. вместе половине с особым сложным ритуалом, один из важных моментов которого состоял в том, чтобы помощник самоубийцы (обычно его лучший друг) в нужный момент одним взмахом меча отрубал ему голову.
Однако таковы были порядки средневековой Японии если появлялся новый ритуал, для него создавали особое оружие. В комплект кусунгобу входила токонома — коробочка для хранения ножа, располагавшаяся обычно на подставке для меча.
Кайкэн -женская модификация кусунгобу.
Этот кинжал судя по характерной конструкции рукояти, переделан из кинжала танто.
Женский аналог кусунгобу назывался кайкэн. женщины, в отличие от воинов, не вспарывали себе животы, а вскрывали вены на шее (иногда друг другу, что допускалось).
Оба ножа считались фамильными ценностями и передавались из поколения в поколение.
Кайкэн своей невесте дарил на свадьбу жених. Кроме того, мать могла отдать дочери, если последняя хотела уйти из жизни до замужества.
- Нож с фиксированным клинком
- Нож с фиксированным лезвием
- Марка стали — Х12 МФ
- Общая длина (мм) — 260
«Уходя из жизни посредством меча, доблестный муж все да рисковал всадить его глубже, чем следует, повредив позвоночник и нарушив красивый обычай некрасивым падением Короткий но исключал подобный финал, позволяя с блеском завершить процедуру и порадовать зрителей четкостью ритуала»
Японский меч. Десять веков совершенства. В. Н. Хореев