Искусственный интеллект учится читать между строк.
Системы с ИИ отлично справляются с задачей, если нужно ответить на прямой вопрос или выполнить просьбу, например, «Сири, какая погода?». Но машины пока еще не могут поддерживать беседы. Когда дело доходит до нюансов, таких как тон голоса или использование идиом, ИИ не всегда понимает, что именно имеет ввиду человек.
Чтобы помочь машинам принимать участие в более «человеческих» разговорах, ученые пытаются научить ИИ понимать не только прямое значение слов, которое указано в словаре.
Использование искусственного разума в исследованиях
На недавней конференции AAAI по искусственному интеллекту одна группа исследователей представила систему, которая понимает, что человек на самом деле подразумевает, когда говорит, другая группа представила ИИ, который различает буквальные и фигуральные выражения, представленные в письменной форме.
Один из ключевых навыков общения — понимание подтекста.
Выражение лица или интонация могут значительно изменить смысл слов, говорит Луи-Филипп Моренси, исследователь искусственного интеллекта В Университете Карнеги Меллон в Питсбурге. Например, если описывая фильм, вы скорчили гримасу и сказали «дурдом», то слово будет иметь совершенно иное значение, если бы вы произнесли его с восхищенной интонацией и широко распахнутыми глазами.
Моренси и его коллеги создали ИИ-систему, которая просматривает ролики на YouTube, чтобы научиться искать невербальные подсказки, такие как выражения лица или тон голоса, и понимать истинный смысл слов.
31 Января Моренси и его команда сообщили, что их ИИ корректно распознавал негативный и позитивный настрой видео в 78% случаев.
Система также показала, что может распознавать эмоции. Но одни эмоции она распознавала лучше других, например, счастье и печаль определялись с точностью 87,3% и 83,4% соответственно, а нейтральные эмоции всего лишь с точностью в 69.7%. В следующий раз Моренси хочет проверить сможет ли эта система по выражению лица и тону определить, говорит ли человек с сарказмом.
Даже в письменном общении понимание значений слов собеседника не всегда простая задача. Идиомы коварны, потому что их можно интерпретировать как в прямом, так и в переносном значении. Все зависит от контекста. Например, одинаковые слова можно использовать, как в буквальном смысле – «Дети играют с огнем: эксперты призывают родителей пресекать опасные действия», или в переносном смысле – «Играя с огнем в Афганистане».
Именно такая двусмысленность может стать камнем преткновения для ИИ-систем, которые оценивают эмоциональный окрас речи онлайн или переводят тексты на другие языки.
Чтобы разобраться с этой проблемой, Чанчонг Лиу и Ребекка Хуа, ученые из Университета Питсбурга, спроектировали систему, которая определяет была ли фраза использована в прямом смысле, анализируя слова, которые ее окружают. В случае с фразой «игра с огнём», система могла увидеть слова «дети» и «играют» вместе, и скорее всего определить значение, как буквальное. А найдя слова «Афганистан» и «играть», могла понять, что второй заголовок – переносное значение.
Эта система ИИ учится проводить ассоциации между словами, изучая статьи Википедии. В ходе экспериментов, программа была точна при определении смысла использованной фразы (буквальном или переносном) в 73-75% случаев, сообщили Лиу и Хуа 29 Января.
[intense_blockquote color=»#ffffff» font_color=»#000000″ border_color=»#eb0505″ author=»говорит Джулия Райц, исследователь в области обработки естественного языка в Университете Прюдо в Западном Лаффайете, Штат Индианаполис.»]Способность компьютеров определять невербальную часть языка становится все важнее, ведь ИИ внедряется во все большее количество аспектов нашей жизни,[/intense_blockquote]Другие исследователи также сталкиваются с проблемами в различении иронии и метафор с системами искусственного интеллекта.
[intense_blockquote color=»#ffffff» font_color=»#000000″ border_color=»#eb0505″ author=»говорит Роберт Уэст, ученый из École Polytechnique Fédérale в Лозанне, Швейцария.»]«Мы двигаемся в сторону выхода из «зловещей долины», и искусственный интеллект становится все лучше и лучше в ведении бесед…вскоре мы будем ощущать, будто беседуем с человеком“ [/intense_blockquote]Но он согласен, что понимание лингвистических нюансов абсолютно необходимо. Если искусственный интеллект не научиться этому, “то у нас не будет машины, которая сможет выдержать долгий разговор.”