СтатьиПочему Facebook стал Meta?

Почему Facebook стал Meta?

Переименование компании Facebook в Meta на днях стало самой обсуждаемой сенсацией в сети. Кое-кто нашел в этой новости бесконечный источник шуток , в то время как аналитики и исследователи цифрового рынка рассуждают о том, зачем это все-таки понадобилось Марку Цукербергу, и почему переименование происходит именно сейчас.

Почему Facebook стал Meta?
СЕРГЕЙ КАЗАРЯН
Журналист в Telegraf Design
аккаунт в facebook

Приблизительное время чтения: 7 минут

Дискуссии вокруг ребрендинга Facebook утихнут, пожалуй, нескоро, но в настоящее время мировые медиа рассматривают два основных толкования этого события:

  1. манифестация амбиций Цукерберга по поводу господства в будущем проекте Метавселенной ; 
  2. стремление хотя бы частично смыть репутационную грязь , связанную с деятельностью Facebook. 

В нашем материале мы будем уделять внимание именно этим двум версиям и попытаемся отыскать в этой истории правду, которая, конечно, должна быть где-то посередине.

Больше, чем Facebook

В своем видении дальнейшего развития цифровых технологий Марк Цукерберг делает главную ставку на VR/AR. Он неоднократно заявлял, что стремится первым создать метавселенную — глобальное виртуальное пространство, в котором пользователи смогут взаимодействовать между собой, проводить досуг, посещать работу, производить расчеты и т.д. Несколько романтизированную концепцию такой виртуальной реальности мы видели в фантастическом фильме Стивена Спилберга Первому игроку приготовиться.

Почему Facebook стал Meta?
Анимация: «Первому игроку приготовиться», Warner Bros. Pictures

В видеопрезентации , которую можно посмотреть на официальной странице Meta в Facebook, Марк Цукерберг рассказывает немного подробнее о своем видении метавселенной. Он утверждает, что в ближайшие годы метавселенная полностью заменит сегодняшний интернет . 

По мнению Цукерберга, в обозримом будущем пользователь больше не будет смотреть в ограниченный экран своего гаджета во время вебсеанса, а будет находиться буквально внутри иммерсивного цифрового экспириенса благодаря VR-гарнитуре. С появлением метамира мы будем осуществлять такие виды интерактивных действий, которые сегодня мы даже не можем себе представить. Вместе с тем Цукерберг уверен, что метавселенная будет не просто «новым интернетом» с эффектом присутствия, а гораздо большим феноменом – настоящей виртуальной реальностью.

Среди своего выступления Марк Цукерберг внезапно превращается в 3D аватар и отправляется на виртуальную космическую станцию, где его коллеги в виде мультипликационных персонажей проводят непринужденную деловую встречу. Начинается красочная визуализация того, как вероятно когда-нибудь будет выглядеть виртуальное пространство от Meta. Мы видим, как аватар Цукерберга заходит в Messenger и WhatsApp прямо во время пребывания в метавселенной, не прерывая сеанса. Очевидно, что планируется глубокая интеграция сервисов Facebook непосредственно в виртуальную реальность. Затем следует демонстрация AR стритарта, встреч и вечеринок с элементами XR (Extended reality), виртуальных орудий, музыкальных инструментов и многое другое.

Изображение: facebook.com/Meta

Изображение: facebook.com/Meta

Онлайн-мир

Слово meta переводится с греческого как «после», «вне пределов». На официальном портале нового бренда можно увидеть следующее объяснение: «Метавселенная – это следующий шаг в эволюции социальных взаимоотношений. Визия нашей компании — воплотить метавселенную в жизнь, так что мы меняем свое название, чтобы отразить нашу преданность этому будущему».

Цукерберг настроен оптимистично, он считает, что его компании удастся создать нечто подобное менее чем за 15 лет. Более того, в этом году уже состоялся релиз пилотной версии проекта Horizon Workrooms от Facebook — виртуального офисного пространства для рабочих встреч.

Одно из главных условий успешного воплощения идеи метавселенной – наличие на рынке общедоступной VR-гарнитуры. Следует признать, что с этим у Facebook дела обстоят довольно неплохо, они уже наладили массовое производство хедсетов Oculus , некоторые модели которых даже продаются по убыточной для Facebook цене. К примеру, популярную гарнитуру Oculus Rift 2 можно приобрести в Украине всего за ₴13.000. Во время презентации бренда Meta был анонсирован выход новых VR-шлемов Camria в следующем году. Кроме этого, тысячи людей в Facebook уже работают над созданием AR-очков.

 

Марк Цукерберг предпринял и другие шаги, демонстрирующие его твердую, чуть ли не наполеоновскую решительность по поводу завоевания виртуального будущего. В прошлом месяце он инвестировал $50 млн в исследование ответственной разработки метамира и пообещал нанять 10 тысяч высококвалифицированных специалистов в рамках Евросоюза для работы над глобальной виртуальной реальностью. Вместе с тем Цукерберг заверил, что не допустит гегемонии Facebook в грядущей метавселенной.

Учитывая текущее монопольное положение Facebook на мировом рынке цифровых продуктов, неудивительно, что такие обещания директора компании повлекли за собой волну скепсиса. Впрочем, если предположить, что за метавселенной действительно стоит будущее, то Facebook приближается к этому будущему быстрее всех. Напомним, ранее мы писали о повальном хайпе вокруг идеи метавселенной и рассказывали, что другие технологические компании, как Nvidia, Microsoft и Epic Games уже тоже приобщаются к этой гонке.

Ребрендинг во время кризиса

В последние годы Facebook находится в тяжелом репутационном положении. Не успели остыть страсти вокруг скандала с масштабной утечкой персональных данных пользователей с участием Cambridge Analytica, как компанию Марка Цукерберга ожидали новые проблемы. Осенью 2021 года эксменеджер Facebook Фрэнсис Гоган, работавшая над улучшением алгоритмов соцсети, разочаровалась в моральных ориентирах компании и покинула работу, прихватив с собой тысячи страниц чувствительной внутрикорпоративной информации. Эти документы она передала ряду западных медиа и вскоре отправилась давать показания против Facebook в Сенате США. Из обнародованных ею данных, получивших красноречивое название The Facebook Papers, стало известно следующее:

  • Алгоритмы Facebook поощряют распространение провокативного контента, который сеет раздор в обществе. Поляризация людей улучшает показатели привлечения;
  • Соцсеть имеет «белые списки» пользователей, которым разрешено нарушать правила. Речь идет преимущественно об известных медийных лицах;
  • С молчаливого согласия руководства через Instagram распространяется контент, вредящий психическому благосостоянию подростков и способствующий формированию у них нездорового представления о собственном теле;
  • У компании существует отдел Project Amplify, цель которого — отбеливать репутацию Марка Цукерберга и имиджево дистанцировать его от скандалов, все чаще вспыхивающих вокруг Facebook;
  • По требованию Коммунистической партии Вьетнама Facebook согласился цензурировать и удалять сообщения оппозиции. Есть предположение, что это не редкий случай сотрудничества компании с репрессивными правительствами.

И это далеко не полный список обвинений, с которыми столкнулись в Facebook только в этом году. Публикация данных окончательно привела к тому, что с брендом Facebook уже едва ассоциируется невинное общение с родными и друзьями. Зато все чаще упоминаются многочисленные контроверсионные истории о мощной и никому неподотчетной технологической компании, которая корыстно наживается на миллиардах своих пользователей, разрушает их психическое здоровье, вмешивается в политику и ослабляет демократию по всему миру. Нельзя сказать, что Марку Цукербергу не понравились такие откровения бывшей сотрудницы — он отрицал все обвинения и подал судебный иск против Фрэнсис Гоган.

Это было уже!

Если история переименования сверхизвестного цифрового бренда на фоне продолжительного кризиса репутации кажется вам знакомым — так оно и есть. Google скрыл очень похожий маневр 2015 года, назвав себя Alphabet, о чем подавляющее большинство людей уже успело забыть. В то время этому ребрендингу предшествовал шквал критики со стороны правительства США, которое обвиняло Google в недобросовестной конкуренции. В обоих случаях переименование коснулось только mother brand и обошло все существующие цифровые сервисы компаний; и здесь, и там новое название оказалось сдержанным, вялым, невнятным и едва ли не сознательно легко выпадающим из памяти.

Впрочем, весомая разница состоит в том, что Google выбрал своим новым именем очень вместительное и гибкое слово: Alphabet будто намекает на последовательность компонентов, синергию отдельных частей системы. Между тем слово Meta олицетворяет лишь одно явление — Метавселенная. Аналитики отмечают, что какими бы ни были скрыты мотивы Марка Цукерберга, он играет в очень рисковую игру, кладя все яйца в корзину «мета вселенной». Лишь время покажет, не прогадал ли он.

Метаирония ситуации

Не меняется ни структура Facebook, ни политика соцсети, к тому же никаких заявлений о реальной реструктуризации не звучало. Цукерберг продолжает избегать любого основательного ответа на большинство имеющихся к нему претензий и часто отмахивается от критики общей фразой «в этом нет смысла». Исходя из этой тенденции можно предположить, что токсичность и дистопическая аура вокруг бренда Facebook очень скоро перекинется и на новый бренд Meta, поскольку Цукерберг ничуть не хочет разделять свою единоличную власть в компании и последовательно отвергает идею корпоративного управления.

Примечательно, что весь этот шторм со ливнями корпоративных данных и ребрендингом совпал с самым большим в истории Facebook техническим сбоем, который длился 6 часов и стоил директору компании более $6 млрд. Из-за этого Цукерберг уступил несколько ступеней в списке самых богатых людей мира, а Facebook снова оказался на страницах ведущих изданий, изобиловавших недружественными заголовками.

Прихоти богачей

Пока Илон Маск и Джефф Безос соперничают за овладение космосом, Марк Цукерберг тоже захотел дистанцироваться от дел мирских и сосредоточить свое внимание на тех идеях, которые, по его мнению, изменят мир. Однако честно говоря, он до сих пор не озвучил никаких конкретных планов относительно того, как именно его компания будет строить светлое будущее метавселенной, что лишь усиливает голоса выражающих уныние и скепсис.

Источникtelegraf.design

Читать больше

Continue to the category