«МОЛОТ ВЕДЬМ» как символ «мрачного Средневековья»

Разгар охоты на ведбм приходится вовсе не на «безмолвные века», а на начало Нового времени на XVI и даже XVII века. Кажется, непостижимым, но людей сжигали во времена Ньютона u Декарта, Канта, Моцарта, Шиллера и Гёте! Сотни тысяч «ведьм» пошли на костёр в век научной революции, а среди судей были профессора университетов…

"МОЛОТ ВЕДЬМ" - секретное оружие инквизиции.Трактат «МОЛОТ ВЕДЬМ»

«МОЛОТ ведьм» известный трактат по демонологии, написанный в 1486 в городе Шпайер (Германия) монахами-доминиканцами Якобом Шпренгером, деканом Кельнского университета, и Генрихом Крамером (Инститорисом), инквизитором Верхней Германии.

Крамер и Шпренгер были ревностными поборниками охоты на ведьм, которая во второй половине XV века распространилась на весь север Европы.

Одержимость их нашла поддержку самого Папы Иннокентия V который в своей Булле о ведомстве призвал всех облеченных властью поддерживать «возлюбленных сынов» Инститориса и Шпренгера в деле разоблачения и искоренения дьявольского заговора, якобы угрожающего Церкви и христианской вере.

В результате была опубликована книга «Молот своеобразное пособие для охотников за ведьмами, объединившее знания ученых-богословов о нечистой силе и весь практический опыт борьбы с таковой.

Авторы трактата стремились воплотить в действие библейское указание: «Не оставляй ворожей в живых» (исход. 22.18)

Книга быстро приобрела огромную популярность, на протяжении двух веков «Молот ведьм» издавался 29 раз и временами по тиражам обгонял Библию. Историк даже С. Лозинский отмечает: «…теологи, философы и юристы наперегонки спешили изъявить восторг по адресу рокового тракта… нидерландский юрист XVI века Иoдокус Aамгудер… заявил, что книга эта имеет для мира силу закона. Даже гениальный художник Альбрехт Дюрер посвятить готов был ему свою кисть…»

картина "Дюрер. Ведьма верхом на козле"
картина «Дюрер. Ведьма верхом на козле»

Что же представляет собой этот трактат?

Он состоит из трех частей.

Первая часть утверждает, что так как дьявол существует и имеет силу,

что ведьмы существуют, чтобы помогать ему, если это допускает Бог. В книге говорится, что дьявол наиболее силен, когда речь идет о человеческой сексуальности, а колдовство «исходит от плотских похотей ненасытных женщин.

Во второй части описывается собственно деятельность ведьм.

Можно в подробностях узнать о способах вредительства и средствах излечения от колдовства. Отдельная глава перечисляет тех, на кого колдовство не распространяется это сами инквизиторы, борцы с ведьмами, люди, оберегаемые обрядами или ветками вербы.

Третья часть повествует о том, как преследовать ведьм.

Подробно описаны случаи из «практики» инквизиции, конкретно рассказывается, как проводить дознание, какие пытки применять, как во время пыток вести делопроизводство, как привести в действие приговор.

Каждая глава в книге начинается вопросом, затем следуют пространные рассуждения, а в конце можно узнать ответ на поставленный вопрос.

Проверка ведьмы. Томпкинс Х. Мэтисон. 1853
Проверка ведьмы. Томпкинс Х. Мэтисон. 1853

Как же на практике применялось это творение?

«Молот ведьм, стал общеобязательным кодексом, законодательно оправдавшим поток инквизиторской истерии. Густой дым инквизиторских костров окутал Европу. Особенно усердствовали «псы господни» во Франции, Германии, Швейцарии.

"МОЛОТ ВЕДЬМ" - секретное оружие инквизиции.

Основанием для инквизиторского суда могли быть любые неблагоприятные показания против подозреваемого человека, принимались во внимание свидетельства случайных прохожих, порой совершенно абсурдные, а также показания преступников, людей, отлученных от церкви, и даже детей.

У судей всегда находились веские доводы по поводу любых возникающих сомнений: ведь сделка с дьяволом есть преступление исключительное, а в таких делах достаточно одних только слухов.

Едва только возникало подозрение или поступал донос, соответствующее судебное ведомство начинало предварительное дознание.

Опрашивались свидетели, тайно выведывались сведения о репутации обвиняемого, его образе жизни. Если судьи укреплялись в своих подозрениях, следовал арест. Те, кому посчастливилось избежать доноса, пребывали в постоянном страхе, так как некто под пытками мог вспомнить в них своих «сообщников».

В колдовстве обвиняли в основном женщин считая их существами низшими, слабыми коварными и ветреными.

По утверждению, авторов «Молота», женщина изначально повинна перед Богом уже своим существованием, а так как она к тому же общается с дьяволом, то вообще не имеет права жить.

Сожжение ведьмы. Гравюра. 1555
Сожжение ведьмы. Гравюра. 1555

Французский историк Жюль Мишле уверен, что в то время развернулась настоящая война мужчин против женщин, целью которой бы задержать женскую эмансипацию и укрепить пошатнувшуюся «цивилизацию мужчин».

В 1929 г он опубликовал книгу «Ведьма и женщина» эта оригинальная интерпретация событий и поныне вдохновляет идеологов Феминистского движения.

"МОЛОТ ВЕДЬМ" - секретное оружие инквизиции.

С конца XV века преследованию начали подвергаться и дети.

Их, как и взрослых «ведьм», бросали в темницы, допрашивали с пытками, казнили. Причиной этого стало убеждение, что родители-колдуны брали своих детей на шабаш, чтобы препоручить их Дьяволу. Инквизиция имела право отбирать имущество осужденных, так что «Колдуны и ведьмы» могли стать ощутимым источником финансов для инквизиторов.

По обвинительным документам могли осудить любого человека, в том числе богатого аристократа, т.е. существовала возможность легко уничтожить экономического или политического противника, а заодно обогатиться. Возможно, некоторые женщины путем доносов расправлялись с привлекательными соперницами, врачи конкурировали со знахарками, простолюдины находили виновных для оправдания своих бед.

Против «охоты на ведьм» довольно рано начали выступать отдельные дворяне и даже богословы, но их голоса долго не были слышны.

Так, в 1584 г. Кентский дворянин Реджинальд Скотт издал на свои средства «Открытие колдовства» убедительный трактат, отрицающий могущество дьявола и реальность Ведьм.

Одним из самых резких противников «охоты на ведьм» был английский врач Джон Уэбстер. В 1673 Лондоне вышла его книга в «Опыт изучения пресловутых колдовских небылиц», позже была издана и в Германии.

Одна из гравюр в книге иллюстрирует основную идею Уэбстера: вся христианская демонология есть не что иное, как морок, ночной кошмар. О том о же говорится и в подписи под рисунком: «Бесспорно, что ведьмы живут на земле, ведь несть им числа у тебя в голове».

Известный прусский правовед Кристиан Томазий до самой смерти 1728 вел упорную борьбу с «охотой на ведьм». Благодаря высокому авторитету и остроумию ему удалось убедить многих европейских правителей принять действенные меры против ведовских процессов.

Последний ведовской процесс в Европе состоялся в 1782. Это случилось в Гларусе, столице одного из швейцарских кантонов.

Ведьму звали Анна Гельди. Ее обвинили в том, что с помощью «сверхъестественной и непостижимой колдовской силы» она наслала порчу на душу и тело дочери своего хозяина — врача и судьи.

Под пытками заключённая, томившаяся в цепях в тюремной камере, призналась в том, что хотели от нее услышать. Когда суд вынес ей смертный приговор, по всей Европе поднялась буря негодования. Однако судьи были невозмутимы. Палач привел приговор в исполнение, отрубив несчастной женщине голову.

«Молот ведьм» стал одной из самых печально известных страниц европейской истории. Руководствуясь безжалостными принципами, инквизиция уничтожила, по разным данным, от нескольких десятков до сотен тысяч невинных женщин. Некоторые историки считают, что Европа таким образом растеряла основу женского генофонда, лишившись огромного числа природных красавиц. 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше