Орангутаны используют экстракты растений для избавления от боли.

Медицина известна не только человечеству. Доказано, что многие другие животные, от насекомых до птиц и приматов, самоизлечиваются от инфекций и других болезненных состояний при помощи растений и минералов. Поведенческий эколог Хелен Морро-Бернард из Фонда природы Борнео в течение десятилетий изучала орангутанов острова, и сообщает о своем новом открытии: животные используют растения для медицинских целей определенным способом, который ранее не фиксировался учеными.

В течение более 20-ти тысяч часов проведенных наблюдений Моррог-Бернар и ее коллеги были свидетелями того, как 10 орангутанов время от времени пережевывали конкретное растение, которое не входит в их рацион, в пену, а затем втирали ее в шерсть. Обезьяны около 45-ти минут массировали с применением этой смеси свои плечи или ноги.

Исследователи полагают, что они обнаружили первый известный науке случай использования местного анальгетика животными.

Применение растения Dracaena cantleyi людьми

Dracaena cantleyi

Местные жители применяют то же растение — Dracaena cantleyi, ничем не примечательный кустарник с черешковыми листьями — для лечения болей. Соавторы Морро-Бернарда в Чешской академии наук, Университете Палацки Оломоуц и Венском медицинском университете изучили состав этого растения. Они добавили его экстракт в клетки человека, которые были выращены в пробирке и стимулированы производить цитокины, которые служат ответом иммунной системы, вызывающим воспаление и дискомфорт. Согласно докладу ученых, опубликованному в ноябре прошлого года в Scientific Reports, экстракт растений уменьшил производство нескольких видов цитокинов.

Эти результаты позволяют предположить, что орангутаны используют растение для уменьшения воспаления и лечения боли, говорит Якобус де Руди, биолог из Университета Эмори, не участвовавший в исследовании. Эти данные помогут идентифицировать растения и химические вещества, которые могут быть полезны для лечения человека, говорит де Руди.

Врожденная способность к самолечению в животном мире.

У живых существ, таких как насекомые, способность к самолечению почти наверняка врожденна; гусеницы-медведицы, зараженные паразитарными мухами, ищут и едят растительные вещества, токсичные для этих мух. Более сложные животные могут перенимать опыт членов своей группы после первого открытия одним из них.

Например, орангутан, возможно, втирал части растения в кожу, чтобы попытаться излечиться от паразитов, и почувствовал уменьшение боли, говорит Майкл Хаффман, приматолог из Киотского университета, не участвовавший в новых исследованиях. Это поведение может быть передано другим орангутанам. Поскольку этот тип самолечения наблюдается только в юго-центральной части Борнео, Морро-Бернард предполагает, что, вероятно, он был изучен только местной популяцией орангутанов.