В Америке и Австралии в течение многих лет опасный грибок уничтожал лягушек и других амфибий. Но всё больше животных успешно защищаются от смертельного врага.

Эпидемии в Панаме

После грибковой эпидемии в Панаме снова появились некоторые почти вымершие лягушки и другие амфибии. Это особенно интересно, так как, по мнению исследователей, грибковый патоген не изменился – он такой же опасный, как и прежде.

Это значит, что животные могут успешно бороться с инфекционной болезнью. По крайней мере, так считает команда учёных под руководством Джейми Войлеса из Университета Невады в Рино.

Как амфибии победили смертельный грибок?Более 10 лет назад серьёзная эпидемия охватила земноводных: грибок хитридиомицет заражал кожу лягушек, жаб и тритонов, что приводило к смерти в течение короткого периода времени, так как грибок подавлял защиту иммунной системы животных.

Опасный грибок распространился по всему миру из-за экспорта гладких шпорцевых лягушек, которых активно используют в медицинских исследованиях. В первую очередь заболевание охватило целые виды амфибий в Америке и Австралии. Но и в Европе некоторые виды, например, саламандра, находятся под угрозой исчезновения.

Поражение амфибий грибком особенно хорошо заметно в местах исследования в Панаме. В журнале «Science» учёные из команды Войлеса, находящиеся там, сообщили хорошую новость: 9 из 12 изученных видов амфибий, которые уже считались почти вымершими, восстановились.

2 вида лягушек (Atelopus varius и Colostethus panamensis) уже почти достигли прежней численности популяции. Грибок, поразивший некоторые виды почти на 100%, стал менее распространённым.

Грибок не изменился

В поисках причин выздоровления учёные сначала сравнили штаммы возбудителей на пике эпидемии в 2004 году со штаммами 2012-2013 годов, когда первые виды уже начали восстанавливаться. И не нашли никаких различий: грибок так же быстро рос и распространял инфекцию, и на генетическом уровне не произошло никаких изменений.
Затем учёные исследовали способность выживших земноводных защитить себя: они изучили, насколько хорошо функционирует секреция кожи, необходимая для борьбы с инфекцией. Выделения секрета были взяты у животных до и во время эпидемии.

Сравнение показало, что секреция кожи во время эпидемии действовала против грибка эффективнее, чем раньше. Однако у некоторых видов разница была более выражена, чем у других.

Сравнение популяций лягушек

Исследователи также сравнили выделения секрета у двух популяций ателоп. До начала эпидемии одна популяция была изъята для исследовательских целей. С тех пор её представители размножались в условиях лаборатории и никогда не вступали в контакт с опасным грибком. Другая популяция ателоп вновь появилась в дикой природе после эпидемии.

Секрет проживавших изолированно амфибий почти не противодействовал грибку. Степень его эффективности была менее 20%. А эффективность секрета диких лягушек достигала почти 80%. Учёные считают, что полученный результат является свидетельством формирования резистентности.

Более ранние исследования показали, что формирование резистентности возможно. Таким образом, животные, которые кратковременно вступали в контакт с грибком в лаборатории, могли впоследствии избежать развития заболевания, создав более сильную иммунную защиту.

Кроме того, исследования доказали, что благодаря определенным изменениям генов иммунной системы животные могут успешно защищаться от грибковой инфекции. Другим способом подавления распространения грибка является целенаправленная химическая обработка биотопов.

Учёные надеются, что дальнейшие исследования помогут больше узнать об эпидемиях: поскольку инфекционные заболевания угрожают растениям, животным и людям, необходимо выяснить, какими способами можно их победить.Ō