Вопреки всем теориям: астрономы обнаружили необычно большую планету, вращающуюся вокруг красного карлика (карликовой звезды).

В Чем странность?

Горячий газовый гигант размером с Юпитер является самой большой экзопланетой, которую когда-либо наблюдали в системе карликовой звезды. Странность состоит в том, что, согласно современной теории, такие маленькие звёзды не способны порождать таких гигантов. Почему образовался этот газовый великан, имеют ли другие красные карлики огромные планеты в своих системах, пока неизвестно.

Обычно планеты формируются в облаке пыли и газа, которое создала центральная звезда. Количество ресурсов в аккреционном диске определяет, насколько большой будет звезда, и сколько материала останется для её планет. Согласно теории, если ресурсов хватает только для карликовой звезды, то в её системе могут сформироваться только маленькие каменные планеты.

Газовый гигант с маленькой звездой

Только сейчас астрономы под руководством Дэниела Бейлисса из Уорикского университета обнаружили экзопланету, которая на корню уничтожает эту теорию. Они наблюдали за отдалённым на 600 световых лет красным карликом с помощью системы Next-Generation Transit Survey (NGTS), совмещающей в себе 12 телескопов, из Паранальной обсерватории в Чили. Карликовая звезда вдвое меньше Солнца.

По оценкам астрономов планета, получившая название NGTS-1b, достигает размеров Юпитера, и её масса всего лишь на 20% меньше массы Юпитера. NGTS-1b является третьим газовым гигантом, который когда-либо наблюдался в системе красного карлика, и, безусловно, самым большим. Орбита планеты проходит очень близко к карлику, и газовому гиганту нужно всего лишь 2,6 дня для полного оборота вокруг звезды.

Неожиданность для астрономов

«Открытие NGTS-1b стало для нас абсолютным сюрпризом», — сообщает Бейлисс. «Раньше мы считали, что такие массивные планеты просто не могут существовать рядом с такими маленькими звёздами».

Фактически все известные красные карлики окружены маленькими, подобными Земле планетами, например, наш ближайший сосед Проксима Центавра или находящаяся на расстоянии 40 световых лет карликовая звезда TRAPPIST-1.

Открытие огромной планеты рядом с карликом NGTS-1 показало, что из правил есть исключения. Очевидно, что, вопреки существующим предположениям и моделям, красные карлики могут порождать планетарных гигантов. Факт того, что около 75 процентов всех звёзд во Вселенной составляют карликовые звёзды, позволяет пролить новый свет на распределение планет в космосе.

«Теперь наша задача — выяснить, насколько часто в нашей галактике встречаются такие гигантские планеты рядом с красными карликами», — говорит Бейлисс.

Все дело в возрасте карликовой звезды?

Но как могла возникнуть такая огромная планета, если ресурсов в окружающем пространстве недостаточно и для звезды? Согласно современной теории, для своего формирования звезда забирает львиную долю ресурсов, и лишь малый процент их остаётся для планет и других объектов на орбитах.

Так было в нашей Солнечной системе: Солнце «проглотило» 99 процентов материала.

Астрономы предполагают, что существование газового гиганта рядом с NGTS-1 связано с большим возрастом карликовой звезды. Об этом говорят её слабое вращение и отсутствие вспышек. «Это может указывать на то, что образование газовых гигантов вокруг карликовых звёзд относится к раннему этапу истории нашей галактики», — считают Бейлисс и его коллеги.