Около десяти процентов нашей способности сопереживать обусловлено генетически.

Наши гены определяют, насколько мы чувствительны к эмоциям других людей. Как показали исследования ДНК, наследственность формирует примерно десять процентов нашей способности сопереживать. Но какие механизмы лежат в основе этого, пока неясно. Интересно и то, что женщины более чуткие, чем мужчины, но в этом «виноваты» не гены.

Грусть, радость или боль: понимание чувств других людей и адекватная реакция на них являются важными составляющими социального взаимодействия. Мы понимаем это, когда видим, что способность к эмпатии может быть ограничена, например, у людей с аутизмом. В противоположность им есть люди, которые особенно чувствительны к эмоциям других людей.

Способность сопереживать зависит от геновСравнение ДНК 46000 человек

Но что именно определяет степень эмпатии?

Согласно распространенному мнению, на способность сопереживать в основном влияет наш опыт и, возможно, даже некоторое воздействие в пренатальный период. Но может быть генетический фактор играет определённую роль? Чтобы понять это, Варун Уоррир из Кембриджского университета и его коллеги изучили генетическую информацию 46 тысяч людей.

Все участники эксперимента заблаговременно прошли стандартный онлайн-тест, на основе результатов которого учёные определили степень эмпатии каждого. Затем сотрудники фирмы 23andMe проанализировали ДНК участников.

Десятая часть сопереживания зависит от генов

Результат: гены действительно играют важную роль в нашей способности к эмпатии. ДНК-анализ показал, что у людей с особенно высоким уровнем эмпатии часто встречались одни участки генов, а у менее способных к сопереживанию участников – другие. Как сообщают исследователи, примерно одна десятая часть естественной эмпатии обусловлена генетическими факторами.

Несколько различных ген влияют на способность к сопереживанию

«Это позволяет нам по-новому взглянуть на чувство сопереживания», — говорит соавтор Томас Буржерон из Парижского университета имени Дени Дидро.

Но какие биологические механизмы и сигнальные пути связаны с этими участками генов, пока неизвестно. «Каждый из этих генов играет лишь небольшую роль, что затрудняет их идентификацию», — объясняет Буржерон.

Женщины более чуткие, чем мужчины

Онлайн-тест подтвердил, что женщины действительно более чуткие, чем мужчины. Но, как говорят учёные, это не связано с генами: при сравнении мужской и женской ДНК не было обнаружено существенных различий в отвечающих за эмпатию генах.

По мнению исследователей, связанная с гендерной принадлежностью способность сопереживать не может зависеть от генетики. Возможно, большое влияние оказывают гормоны и социализация. В обществе принято, что «мужчины не плачут», а женщины открыто демонстрируют сострадание. В материалах исследования также отмечено, что участники, имеющие много связанных со слабой эмпатией генов, склонны к аутизму.

А остальные 90 процентов?

«Эти результаты являются важным шагом в понимании небольшой, но важной роли генетики», — говорит Уорриер. «Мы должны помнить о том, что только десятая часть индивидуальной способности к эмпатии обусловлена генами. Поэтому необходимо изучить и остальные, негенетические факторы, составляющие 90 процентов».

Предыдущие исследования доказали, что сочувствие тесно связано с восприимчивостью к боли, а также с чувствительностью к «гормону объятий» окситоцину.

Чтобы лучшие понять механизмы возникновения эмпатии, необходимо провести ряд исследований.

«Наш следующий шаг – повторить исследование с бо́льшим количеством участников», — говорит Буржерон. «Оно могло бы помочь идентифицировать биологические сигнальные пути, лежащие в основе индивидуальной способности к эмпатии».