Предполагаемый «инопланетянин» — это маленькая девочка с тяжёлыми пороками развития скелета.

Большая голова, вытянутые глаза, крошечное тело: мумия «Ата» из пустыни Атакама невероятно похожа на инопланетянина. Но ДНК-анализ раскрыл её истинное происхождение: существо однозначно является человеком. «Ата» — это маленькая девочка. Однако несколько мутаций в её геноме привели к появлению очень серьёзных пороков развития костей и головы — младенец не был жизнеспособным.

Разгадана Загадка мумии «чилийского инопланетянина».
Что необычно в мумии Ата, это, прежде всего, длинная, большая голова с раскосыми глазами.

В 2003 году чилиец Оскар Муноз обнаружил в пустыне Атакама ошеломляющую находку: 13-сантиметровую мумию маленького существа с необычной внешностью. Мумия имела треугольную, очень крупную голову с вытянутыми глазами.

Тело «Атакама-гуманоида» было чрезвычайно узким и маленьким и не имело двух рёбер. Мумия идеально соответствовала стереотипному представлению об инопланетянине: неудивительно, что слухи об обнаружении «чужого» быстро расползались по всему миру.

Генетический материал из ребра

Но что стоит за необычной внешностью мумии? Чтобы узнать это, Гарри Нолан из Стэндфордского университета и его команда провели исследование таинственного существа. «Я услышал о мумии от друга, это действительно довольно драматично», — говорит Нолан. «Я сразу сказал: кем бы ни было это существо — если у него есть ДНК, то узнать можно всё».

Исследователям удалось собрать генетический материал из ребра мумии. Поскольку, по оценкам экспертов, мумии было всего около 40 лет, её ДНК была относительно хорошей и полностью сохранилась. Исследователи секвенировали весь геном и искали в нём мутации, которые могли бы объяснить странный внешний вид мумии.

Земное происхождение

Уже первые ДНК-сравнения чётко установили: мумия Ата – не инопланетянин. Её ДНК – человеческая на 98%. Остальные 2% не смогли быть полностью расшифрованы из-за разрушения материала. Анализ ДНК выявил: мумия Ата женского пола и происходит из местности, где она была найдена — Чили.

Но почему эта мумия выглядит так необычно? Ещё до анализа ДНК исследователи предполагали, что это мертворождённый младенец или выкидыш. Странно также то, что структура костей мумии была, как у 6-8-летнего ребёнка. «Внешность, признаки и величина этой девочки были очень необычными», — говорит соавтор Атул Бутте из Калифорнийского университета в Сан-Франциско.

Разгадана Загадка мумии «чилийского инопланетянина».
Тело мумии Ата не достигает даже 15 сантиметров.

Пороки развития

После почти 5 лет поиска ответов в геноме мумии Ата учёные разгадали тайну её странного внешнего вида. В геноме маленькой девочки было обнаружено несколько мутаций, которые привели к появлению серьёзных пороков развития скелета и черепа. «Часто при наличии пороков развития мы ищем их причину – очень редкую мутацию, которая может объяснить аномальное строение тела ребёнка», — говорит Бутте. «В этом случае дело было в нескольких мутациях».

Как сообщают исследователи, мумия Ата имела мутации аж в 7 генах. Бо́льшая часть этих генов отвечает за развитие костной ткани, некоторые изменения в этих генах обуславливают карликовый рост и аномалии развития лица. Две другие мутации были обнаружены в генах, отвечающих за образование коллагена. Идентифицированные у мумии Ата генетические изменения ещё никогда ранее не наблюдались.

Как объясняет Нолан, результаты исследования не только помогли разгадать загадку мумии Ата. Полученные об этих мутациях знания помогут лучше диагностировать пороки развития костей у современных детей и, возможно, в один прекрасный день их можно будет вылечить с помощью генной терапии.