Куполообразный известняковый столб на морской глубине около 730 метров: строматолиты также образуются на морском дне.

Перерабатывающие метан микробы образуют известковые отложения в условиях полной темноты.

Метан вместо солнца: впервые учёные обнаружили строматолиты на морской глубине 730 метров. Отложения извести, обычно образующиеся в процессе фотосинтеза, могут также формироваться в темноте с помощью перерабатывающих метан микроорганизмов. Возможно, этот ранее неизвестный процесс мог привести к возникновению многих строматолитов из докембрия.

Строматолиты представляют собой мелкослойные осадочные породы, образованные с помощью микробов: биоплёнки (тонкие слои организмов) фотосинтезирующих микробов с помощью метаболизма изменяют химический баланс воды и приводят к осаждению карбонат-ионов — в результате образуется известняк. С течением времени производимые микроорганизмами отложения принимают форму холмов, столбов или глыбы. Ископаемые таких структур являются одними из древнейших реликтов на Земле.

Невообразимая глубина

Согласно общепринятой теории, строматолиты могут встречаться только на морском мелководье на глубине до 10 метров. Только там, куда попадает свет сквозь толщу воды, осуществляющие фотосинтез микробы могут выполнять свою работу и формировать отложения кальция. Но недавно обнаруженная находка доказывает, что свет – совсем необязательное условие для образования строматолитов.

Учёные под руководством Тобиаса Химмлера из Университета в Бремене обнаружили строматолиты в море у побережья Пакистана на глубине 730 метров, где свет полностью отсутствует. Найденные на морском дне строматолиты представляют собой куполообразно выгнутые микробные маты и такие же выпуклые мелкослойные структуры известняка, которые раньше были покрыты этими микробными матами (биоплёнками). Но как эти образования смогли сформироваться в условиях полной темноты?

Кальцификация без света

Чтобы узнать это, учёные подробно изучили микробы. Оказалось, что в строительстве строматолитов на морском дне участвуют перерабатывающие метан микроорганизмы – археи. «В отличие от микробов, обитающих на мелководье и получающих энергию от солнечного света, глубоководные микроорганизмы используют образующуюся при распаде метана энергию – таким образом они осуществляют хемосинтез в условиях полной темноты», — объясняет коллега Химмлера Герхард Борманн.

Строматолиты встречаются даже на дне моряВполне логично, что команда исследователей обнаружила микробные маты рядом с местами выхода метана. При распаде поднимающегося со дна газа образуется сероводород, который затем перерабатывается бактериями. Поскольку на такой глубине эти сульфидоокисляющие бактерии имеют весьма ограниченный доступ к кислороду, они, вероятно, используют вместо кислорода нитрат, что способствует процессу кальцификации», — говорит соавтор Йёрн Пекманн из Гамбургского университета.

Тайна глубоководных строматолитов разгадана

Теперь известно, что строматолиты образуются не только с помощью микробов, но и через хемосинтез независимых от света микроорганизмов. Это открытие позволило ответить на давно мучающий учёных вопрос: почему существуют различия в построении внутренней структуры между до сих пор формирующимися строматолитами и древнейшими строматолитами из докембрия?

Как сообщают учёные, некоторые из древних окаменелостей теперь напоминают обнаруженные хемосинтезированные отложения кальция. Поэтому исследователи предполагают, что хемосинтез внёс куда бо́льший, чем считалось ранее, вклад в формирование строматолитов в докембрии — более 541 миллионов лет назад.  Ō