Грызуны обнаруживают инфекционное заболевание лучше, чем стандартные микроскопические тесты.

Специально обученные крысы могут определить туберкулёз у детей по запаху. Эксперимент показал: грызуны обнаруживают значительно больше случаев наличия туберкулёза, чем обычные тесты с использованием мазка и микроскопа. Это может помочь решить проблему заболеваемости туберкулёзом в развивающихся странах, где часто отсутствует средства современной надёжной диагностики. В результате этого инфекционное заболевание у детей часто остаётся незамеченным.

Туберкулёз является одной из величайших эпидемий человечества: его возбудители поражали ещё наших африканских предков и время от времени каждого пятого жителя Европы. Но и в настоящее время это инфекционное заболевание остаётся непобеждённым. Ежегодно по всему миру от туберкулёза умирает более 1 миллиона человек — в первую очередь в развивающихся странах южнее Сахары и Юго-Восточной Азии.

Проблема состоит в том, что в этих странах часто отсутствует финансовые средства для внедрения современных методов диагностики. Простой и дешёвый тест посредством анализа мазка нередко упускает инфекцию из виду: например, когда используемый для исследования микроскоп слишком слабый или качество пробы не соответствует необходимым требованиям. Особенно сложно взять образец мокроты у маленьких детей, что осложняет проведение надёжного анализа.

По следам запаха болезни

Возбудитель туберкулеза: микобактерии туберкулеза

«В результате у многих детей туберкулёз не диагностируется, что, конечно, оказывает значительное влияние на течение болезни и лечение», — говорит Джорджис Мгоде из Сельскохозяйственного университета имени Эдварда Сокоине в Морогоро (Танзания). «Поэтому нужны новые диагностические тесты для точного выявления туберкулеза у детей, особенно странам с низким уровнем жизни».

Медики фактически уже разработали креативную идею альтернативной диагностики: они обучают крыс обнаруживать в образцах мокроты запах молекул палочки Коха (Mycobacterium tuberculosis), которая является возбудителем туберкулёза. Известно, что у грызунов очень развит нюх, их давно используют в Африке и Азии для поиска наземных мин.

Грызуны проходят тест

Но насколько эффективен этот метод? Исследования показывают, что обученные животные примерно на 40% чаще обнаруживали палочку Коха, чем стандартный тест с мазком и микроскопом. Мгоде и его коллеги решили провести эксперимент в Танзании с целью узнать, эффективно ли использование крыс для определения сложных для диагностики случаев заболевания у детей.

Они протестировали метод на образцах мокроты 55 148 пациентов в возрасте от 1 до 14 лет, 982 из них — дети до 5 лет. У 34 детей из этой группы был обнаружен туберкулёз с помощью стандартных методов. Но допущенные к пробам гигантские хомяковые крысы обнаружили 57 образцов с молекулами возбудителя. И грызуны оказались правы: проведённый с помощью современного светодиодного флуоресцентного микроскопа анализ подтвердил эти результаты.

Также в образцах мокроты детей старшей группы грызуны обнаружили больше инфекций, чем установили танзанийские врачи под микроскопом. Но, как сообщают исследователи, чем старше были дети, тем менее отчётливыми были преимущества крысиного нюха по сравнению со стандартными методами диагностики.

«Туберкулезный скрининг с использованием обученных крыс позволяет вылечить примерно на 70% больше пациентов. В больнице у этих пациентов туберкулез не нашли и, соответственно, лечение они не получили», — констатирует Мгоде.

Но учёным ясно одно: грызуны могут значительно улучшить диагностику туберкулёза у детей и решить многие проблемы здравоохранения в развивающихся странах. Дальнейшие испытания с другими образцами должны подтвердить точность метода.