Холодные и темные регионы спутника Земли также сохранили водяной лед – в NASA сообщили первые непосредственные доказательства наличия воды на Луне.

Предыдущие наблюдения нашли косвенные доказательства того, что под лунной поверхностью на южном полюсе спутника может находиться лед. До сих пор ученые были не уверены, что это была именно водяной лед, а не грунт с высоким  коэффициентом отражения света.

Находка Чандраяна-1

Чтобы подтвердить предыдущие предположения, команда исследователей во главе с Шуай Ли из Гавайского университета использовала массив данных, полученных візуалізуючим спектрометром M3, который был установлен на борту индийского космического аппарата Чандраян-1. Ученые искали три специфические признаки, которые бы подтвердили наличие воды на поверхности Луны.

Распределение водяного льда на южном полюсе (слева) и северном полюсе (справа), зарегистрированное визуальным спектрографом M3. Источник: NASA

Инструмент M3 был запущен в космос на борту индийского космического аппарата Чандраян-1 в 2008 году. Ему не только удалось собрать данные о відбивальну характеристику поверхности с возможным водяным льдом, но и непосредственно измерить поглощение инфракрасного света молекулами воды. Это позволило исследователям определить, с чем именно они имели дело: жидкой водой, паром или твердым льдом.

Оказалось, что большинство найденного льда скрывается в тени кратеров близ полюсов спутника, где самые высокие температуры никогда не превышают -157 °C. Через очень незначительный наклон оси вращения Луны, солнечные лучи практически не достается этих регионов, лишая поверхность тепла.

Подтверждение наличия льда в полярных регионах означает новые возможности для будущих экспедиций. Астронавты в конце концов смогут использовать эти запасы, чтобы проводить длительные исследования или остаться на спутнике. С водой на Луне, все становится проще.

PNAS (2018), doi: 10.1073/pnas.1802345115