Экзопланета вращается вокруг тихого красного карлика на расстоянии 11 световых лет.

Похожий на Землю сосед: астрономы обнаружили потенциально пригодную для жизни экзопланету в космическом соседстве. Небесное тело величиной с Землю под названием Росс 128 b вращается вокруг красного карлика в 11 световых годах от нас и находится предположительно в обитаемой зоне. Обнаруженная экзопланета земного типа с умеренным климатом является второй по удалённости от Солнечной системы после Проксимы Центавра b, как сообщают исследователи в журнале «Астрономия и астрофизика».

Семь близнецов планеты Земля

Долгое время наше непосредственное космическое соседство было оставлено без внимания: экзопланеты обнаруживали главным образом на больших расстояниях. Но ситуация изменилась. Астрономы отыскали семь земных близнецов, вращающихся вокруг звезды TRAPPIST-1 на расстоянии 40 световых лет, а также сверхземлю, находящуюся всего в 14 световых годах от нас, и даже близнеца Земли рядом с соседней звездой Проксима Центавра. Проксима Центавра b является самой близкой известной планетой земного типа, расстояние между нами – всего лишь 4 световых года.

Руководитель исследования Ксавье Бонфилс из Института планетологии и астрофизики в Гренобле и астрономы обнаружили подобную Земле планету в относительной близости от Солнечной системы. В поисках двойников Земли команда учёных вела наблюдение за отдалённым на 11 световых лет красным карликом Ross 128 с помощью инструмента HARPS в обсерватории La Silla в Чили. И не напрасно.

Умеренный климат экзопланеты Росс 128 b

Как сообщают учёные, экзопланета Ross 128 b совершает оборот вокруг материнской звезды за 9,9 дня. При этом её орбита проходит в 20 раз ближе к звезде, чем орбита Земли к Солнцу. Но вопреки этому планета получает лишь в 1,38 раза больше энергии, чем Земля получает от Солнца. Так как красный карлик в два раза холоднее нашего Солнца.

Экзопланета Ross 128 b в представлении художника

Температура на планете Ross 128 b варьируется от -60 до +20 градусов по Цельсию. Поэтому астрономы относят её к планетам с умеренным климатом. Но действительно ли она находится в обитаемой зоне, и может ли на её поверхности находиться жидкая вода – пока ещё неизвестно.

Тихая материнская звезда

По меньшей мере, шансы быть пригодной для жизни у Ross 128 b немного выше, чем у другого двойника из следующего соседнего района. Так как многие красные карлики очень активны, то планеты в их системе «обстреливаются» опасным ультрафиолетовым и рентгеновским излучением. Это актуально для звезды Проксима Центавра. Однако, звезда Ross 128, похоже, не обладает этими затрудняющими развитие жизни качествами. Как сообщает команда учёных: это очень тихая звезда.

По этой причине этот «мягкий» красный карлик находится в фокусе внимания в рамках поиска жизни во Вселенной. Интересен он ещё вот почему: его система приближается к нам и через 79000 лет – что по космическим меркам как взмах ресниц – станет нашим самым близким соседом. Тогда Ross 128 b придёт на смену Проксиме b и станет ближайшей экзопланетой. ō