Увеличительный эффект гравитационной линзы сделал далёкого голубого гиганта видимым.

Астрономический рекорд: благодаря счастливому случаю астрономы смогли увидеть самую далёкую из всех известных звезду – голубого гиганта на расстоянии 9 миллиардов световых лет. Эта звезда уже сияла, когда возраст Вселенной составлял всего треть от сегодняшнего возраста. Гигант стал видимым для космического телескопа «Хаббл» благодаря тому, что скопление галактик на переднем плане действовало как гравитационная линза и усиливало свет звезды в 2000 раз.

Астрономы нашли самую удалённую от Земли звезду
Эта звезда (круг) находится в 9 миллиардах световых лет от нас. Она стала видимой благодаря счастливому случаю.
При изучении далёких уголков Вселенной астрономам иногда приходит на помощь счастливый случай: когда массивная галактика или скопление галактик расположены перед источником света, то они становятся увеличительной линзой. Массивность объектов переднего плана искажает и усиливает свет отдалённых источников. Это помогает исследователям обнаруживать древние галактики, далёкие сверхновые звёзды и даже возможные экзопланеты в чужих галактиках.

Неожиданный источник света

Когда Патрик Келли из Университета Миннесоты и его коллеги направили космический телескоп «Хаббл» на скопление галактик MACS J1149+2223, находящееся на расстоянии 5 миллиардов световых лет, они хотели использовать этот эффект гравитационного линзирования: учёные надеялись, что получится усилить свет суперновой звезды из отдалённой на 9 миллиардов световых спиральной галактики.

Но, к своему удивлению, исследователи обнаружили второй яркий источник света в этой галактике. Скопление галактик переднего плана усилило свет и другой одинокой звезды рядом со сверхновой. Эта звезда оказалась почти в 2000 раз ярче, чем обычные звёзды, что позволило ей стать видимой для астрономов несмотря на расстояние 9 миллиардов световых лет. Таким образом, случайно обнаруженная звезда стала самой далёкой из найденных ранее.

Голубой гигант-рекордсмен

Получившая второе имя "Икар" звезда является голубым супергигантом - очень яркой и горячей звездой.
Получившая второе имя «Икар» звезда является голубым супергигантом — очень яркой и горячей звездой.

«Эта звезда находится в 100 раз дальше, чем самая отдалённая звезда, которую мы когда-либо наблюдали», — говорит Келли. Свет названной «Lensed Star 1» звезды возник через 4,4 миллиарда лет после Большого взрыва — тогда Вселенная была в три раза моложе.

Чтобы больше узнать о звезде, исследователи проанализировали спектр её излучения с помощью телескопа «Хаббл». По результатам анализа они заключили, что LS1 должен быть голубым супергигантом — синеватой массивной звездой, температура поверхности которой варьируется от 11 000 до 14 000 градусов Цельсия, что более чем в 2 раза выше температуры Солнца. Такие гигантские звезды могут сиять так же ярко, как маленькие карликовые галактики или шаровые скопления.

Двойное увеличение

Это открытие интересно и тем, что оно позволит больше узнать о составе скопления галактик переднего плана. Учёные предполагают, что свет голубого гиганта был усилен не только благодаря массивности скопления, но и с помощью тяжёлого объекта в нём. Этот феномен астрономы называют гравитационном микролинзированием.

«Мы знаем, что микролинзирование обусловлено звездой, нейтронной звездой или чёрной дырой звёздной массы», — объясняет соавтор исследования Стивен Родни из Университета Южной Каролины. Масса этого неизвестного объекта в три раза больше массы Солнца. Поскольку с точки наземного наблюдения голубой гигант находился за этим объектом, это позволило увеличить его в объективе телескопа до 2000 раз. Ō