Ученые впервые отслеживают деление стволовых клеток во взрослом мозге.

Ученые в первый раз наблюдают, как делятся стволовые клетки во взрослом мозге и как образуются новые нервные клетки. До сих пор процесс нейрогенеза был плохо изучен, но теперь благодаря новым методам он может быть исследован значительно лучше.

По информации журнала «Science», в будущем результаты научных изысканий могут быть использованы в создании методик терапии таких заболеваний, как когнитивное старение или болезнь Альцгеймера.

Долгое время неврология исходила из того, что нервные клетки образуются только во время эмбрионального развития. Но это неверно. Уже известно, что определенные стволовые клетки и клетки-предшественники могут генерировать новые нервные клетки в человеческом мозге на протяжении всей жизни. Этот процесс ученые называют взрослым нейрогенезом.

Эта процедура обновления происходит главным образом в области гиппокампа. Он отвечает за функцию обучения и фильтрует информацию: какая останется в памяти и какая будет забыта.

Как обновляется наш мозг? Гиппокамп, нейрогенез и стволовые клетки
Постепенное развитие стволовой клетки (зеленое) о ее дочерних клетках (желто и оранжево) к новым нервным клеткам (красного цвета)

Взгляд вглубь гиппокампа

Однако мало что известно о том, как именно проходит нейрогенез во взрослом мозге и как часто делятся стволовые клетки.

Причина: «В прошлом было технически невозможно долгое время вести наблюдение за отдельными стволовыми клетками в мозге, так как гиппокамп находится глубоко в нём», — говорит Себастиан Йессбергер из Цюрихского университета.

Но ему и его коллегам это удалось.

Команда ученых использовала самую современную микроскопию, а также метод генетической маркировки стволовых клеток, чтобы вести наблюдение за «мастером на все руки» в гиппокампе взрослых мышей. В течение периода до двух месяцев они отслеживали, как делятся отдельные стволовые клетки и как созревают новорожденные нервные клетки – поистине научная премьера.

Ограниченное деление стволовых клеток

Результаты исследования также показывают, что большинство стволовых клеток производит ограниченное количество делений, прежде чем новые клетки дифференцируются в нервные клетки и, таким образом, будут потеряны. По мнению ученых, это может быть объяснением тому, почему число вновь образованных нервных клеток в старости резко сокращается.

Но это открытие – лишь начало.

В будущем новые методы исследований позволят получить дополнительную информацию и понять процесс образования нервных клеток во взрослом мозге во всех деталях.

«Мы надеемся, что в будущем сможем использовать стволовые клетки для восстановления мозга при лечении таких заболеваний, как когнитивное старение, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера или депрессия», — заключает Йессбергер.