Если деревянный корпус скрипки поражён грибком, то её звучание похоже на звуки, производимые скрипками Страдивари и Гварнери.

Чудесный звук благодаря грибку: почему современные скрипки могут звучать так, будто они сделаны Страдивари или Гварнери? Швейцарские учёные наконец-то нашли ответ на этот вопрос. Они обнаружили, что древесный грибок изменяет структуру дерева, что в итоге создаёт особенный звук.

Поражённые грибком современные скрипки уже прошли анонимный тест, теперь учёным осталось провести физико-акустические измерения, которые покажут, действительно ли «грибковая терапия» помогает приблизить новые скрипки к их известным «предкам».

Страдивари, Амати и Гварнери – скрипки этих мастеров струнных инструментов из XVII века до сих считаются настоящим чудом. Исследователи долгое время пытались объяснить причину этого. Одни предполагают, что секрет кроется в форме звуковых отверстий или в специальной обработке дерева. Другие исходят из того, что очень плотная древесина этих скрипок придаёт им особое звучание.

Грибок меняет структуру древесины

Белая гниль на стволах бука.
Белая гниль на стволах бука.

Но можно ли добиться уникального тембра звука скрипок Страдивари или Гварнери, играя на современной скрипке? Чтобы выяснить это, Фрэнсис Шварце из Федерального института испытаний материалов и исследований Empa искал способ изменить современную древесину так, чтобы она напоминала старинный материал.

И способ был найден – разлагающий дерево грибок. Патоген белой гнили разлагает лигнин клеточных стенок древесины и со временем меняет структуру древесины — хотя и очень медленно. В лаборатории мелким волокнам грибка понадобилось 2-3 месяца, чтобы разложить 0,5-1% массы древесины. «Как только структура дерева достигла желаемого состояния, грибок был удалён специальным бактерицидным газом», — объясняет Шварце.

«Полное, тёплое звучание»

Затем следовал решающий тест: исследователи использовали компьютерные томографические данные для создания нескольких точных геометрических копий скрипки Гварнери 1724 года. Материалом для корпусов скрипок послужила прошедшая испытание грибком древесина. Для проведения анонимного теста Шварце и его коллеги предоставили несколько таких скрипок группе профессиональных музыкантов. Одна из скрипок являлась оригиналом и была сделана Страдивари в 1711 году. Аудитория, перед которой выступали музыканты, об этом не знала.

Результат эксперимента: слушатели и музыканты были очарованы тёплым, трогательным звучанием лабораторных скрипок. «Скрипки из поражённой грибком древесины обладают тёплым, богатым тембром. Их звучание напоминает звучание старинных итальянских инструментов», — комментирует скрипач Олег Каскив, профессор Международной музыкальной академии имени Менухина в Гштааде. Хотя инструменты ещё новы и поэтому недостаточно разработаны, они уже умеют производить звуки, которые не подвергшаяся обработке скрипка создать не может.

Тест в специальной акустической лаборатории

Но хватит субъективной похвалы: исследователей интересуют объективные показатели звучания этих скрипок. В следующем эксперименте с помощью физико-акустических методов они хотят протестировать целый ряд скрипок: оригинал, копию оригинала и различные скрипки, древесина которых подвергалась грибковому разложению.

В специальной лаборатории учёные будут исследовать, как звуковые волны распространяются в древесине инструмента. Чтобы индивидуальный стиль какого-либо музыканта не исказил результат, струнами будет управлять электромагнит. Сканирующий лазерный допплер-виброметр зафиксирует частоту и амплитуду вибраций древесины примерно в 100 точках корпуса скрипки.

Это должно показать, отличается ли чем-либо распространение волн в поражённой грибком древесине. «Будет выяснено, существует ли связь между структурой древесины, характеристиками звука и слуховым восприятием звучания», — говорит Рето Пирен из Empa. Весь мир с нетерпением ждёт результатов исследования! ō

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше