Возраст отцов может влиять на старение и продолжительность жизни детей.

Минус позднего отцовства: если мужчины становятся отцами в позднем возрасте, то это может негативным образом сказаться на продолжительности жизни их детей. Проведённые на мышах исследования показали, что потомство более зрелых самцов быстрее стареет и в общей сложности живёт меньше. Виной этому, скорее всего, являются изменения в генах, которые передаются сперматозоидами. По мнению учёных, это может быть актуально и для людей.

Чтобы не упустить карьерные возможности, всё больше женщин и мужчин заводят детей в среднем возрасте. Но с этим связаны некоторые риски: чем старше женщина, тем больше вероятность появления у плода аномалий развития. А возраст отца, по результатам прошлых исследований, может повлиять на психическое здоровье детей. Поэтому у детей поздних отцов чаще выявляются психические расстройства, синдром дефицита внимания и гиперактивности, аутизм и склонность к зависимости.

Дети молодых и поздних отцов в сравнении

Но страдают ли дети более зрелых отцов от физических недостатков? Чтобы ответить на этот вопрос, Дан Энингер из Немецкого центра нейродегенеративных заболеваний (DZNE) и его команда провели исследование на мышах. «Нас интересовало, могут ли возрастные изменения в мужской зародышевой линии повлиять на здоровье потомства», — сообщает Энингер.

Чтобы это выяснить, учёные сравнили потомство молодых, четырёхмесячных самцов с потомством старых особей мужского пола. Все самки были молодыми, и детёныши мышей росли в одинаковых условиях без контакта с их отцами. Когда детёныши выросли, учёные проанализировали их физическое состояние по 13 характеристикам, определяющим биологический возраст, например, по отложениям в почках, изменениям в тканях и ДНК.

Меньшая продолжительность жизни

Результат: детёныши более зрелых самцов имели больше биологических признаков старения, чем потомство молодых самцов. Также наблюдались изменения в сигнальных путях клеток, связанных с контролем продолжительности жизни.

«Результаты исследования детёнышей по нашим параметрам показывают, что потомство более зрелых самцов стареет быстрее», — сообщает Кан Кси из DZNE.

И ещё: детёныши более зрелых особей имели более короткую продолжительность жизни. В среднем они прожили на два месяца меньше, чем детёныши молодых самцов.

Изменения в эпигеноме

Но почему так произошло? Дефекты генов, возникшие при образовании половых клеток, скорее всего, не связаны с преждевременным старением. «При сравнении мышей из обеих групп мы не обнаружили какие-либо существенные различия в частоте мутаций», — сообщает Энингер.

Но исследователи столкнулись с аномалиями в эпигеноме — измененной генетической информации, влияющей на считывание генов. «В образцах спермы мы выявили различия в паттернах метилирования ДНК молодых и старых самцов. Очевидно, что эти различия связаны с возрастом», — считает исследователь. Были изменены гены, влияющие на продолжительность жизни и на метаболические пути, связанные с возрастом.

Что удивительно: эти эпигенетические изменения были обнаружены и у детёнышей мышей. «Значит, эти унаследованные от отцов признаки могут передаваться следующим поколениям», — говорит Энингер. Это интересно, потому что раньше считалось, что эпигенетические признаки уничтожаются при соединении яйцеклетки и сперматозоида.

Позднее отцовство у мышей так же как у людей?

Пока взаимосвязь возраста отца со здоровьем потомства изучалась только у мышей. Но не исключено, что эта взаимосвязь встречается и у людей. «То, что мы наблюдали, является базовым механизмом. Он может иметь значение и для человека», — говорит Энингер. «Но соответствует ли это действительности и в каком объёме, мы пока не знаем».

Однако теперь известно, что, по крайней мере, некоторые эпигенетические признаки могут передаваться от одного поколения к другому. Учёные предполагают, что высокий уровень содержания пестицидов в крови родителей или их избыточный вес могут повлиять через механизм взаимосвязи на потомство.

Однако, более подробные данные о том, какие эпигенетические признаки типичны для сперматозоидов более зрелых отцов, по-прежнему отсутствуют. «Но полученные нами результаты, безусловно, являются поводом для дальнейших исследований», — резюмирует Энингер.Ō