Какие особенности имеет мозг умного человека?

Исследование показало, что у людей с развитым интеллектом мозг функционирует немного иначе, чем у обычных людей. Некоторые отделы их мозга сильнее связаны между собой, другие — слабее. Это позволяет быстрее передавать важную информацию и не тратить время на ненужное.

С давних пор человеческое мышление очаровывает учёных и простых людей. Различия в когнитивных возможностях и разница между успехом в школе и карьере объясняются, прежде всего, индивидуальными особенностями интеллекта. Они во многом зависят от наследственности и отчётливо видны при взгляде на мозг. Например, отдельные части мозга, такие как префронтальная кора, у людей с развитым интеллектом ведут себя иначе, чем у менее умных людей. При решении когнитивных задач эти отделы мозга демонстрируют другой тип активности.

Группа учёных под руководством Ульрике Бастен из Университета имени Гёте во Франкфурте изучили не только разницу между отдельными частями мозга, но и влияние нейронной сети на уровень интеллекта.

Мозг как социальная сеть

Недавно исследователи обнаружили, что у более умных людей два отдела мозга, которые обрабатывают относящуюся к задаче информацию, имеют более развитые связи с остальной нейронной сетью мозга. Но у другого отдела мозга связь оказалась слабее. Чтобы более внимательно изучить эти взаимодействия, учёные оценили снимки мозга более 300 людей.

Они заметили, что человеческий мозг организован модульным образом.

«Это похоже на социальную сеть, состоящую из подсетей, таких как семья и друзья, где люди связаны друг с другом более тесно, чем с людьми из других подсетей. Таким же образом организован и наш мозг», — объясняет Бастен.

Другие связи

Бастен и её коллеги хотели знать, существуют ли какие-либо зависящие от уровня интеллекта различия ролей отдельных отделов мозга в связях между подсетями и внутри них. Или, если говорить другими словами: поддерживает ли отдел мозга поток информации только в рамках своей «компании» или обменивается информацией с другими отделами посредством соединения с другими подсетями, и как это связано с уровнем интеллекта?

Результаты оценки снимков показали, что у более умных людей определённые отделы мозга заметно активнее участвуют в обмене информацией между подсетями, что обеспечивает более быструю и эффективную нейронную коммуникацию. Но учёные также обнаружили отделы, которые у людей с развитым интеллектом отсоединены от остальной сети в большей степени, чем у обычных людей.

Мозг удаляет лишнее

Учёные предполагают, что такая «ширма» помогает защитить мыслительный процесс от помех. «Мы исходим из того, что особенности нейронной сети, обнаруженные на снимках мозга интеллектуально развитых людей, помогают им лучше концентрироваться на чём-либо и не принимать во внимание сторонние раздражающие факторы», — говорит Бастен.

Но как появляются эти различия в образовании сети, пока неясно. «Возможно, что у некоторых людей мозговые сети образуются из-за биологической предрасположенности, что делает их интеллект сильнее», — говорит Бастен. С другой стороны, частое использование ресурсов мозга для интеллектуальной работы также может положительно сказаться на формировании сетей в мозге.

«Мы предполагаем, что сочетание биологических характеристик мозга и условий жизни является решающим для уровня интеллекта человека», — сообщает исследовательница.  Ō