Внутренние часы влияют на уровень агрессии

50

Исследователи обнаружили взаимосвязь внутренних часов и агрессивного поведения.

Открытие может объяснить, почему агрессивное поведение часто усугубляется вечером, особенно у больных деменцией. Как показали эксперименты над мышами, с помощью двух одинаковых схем внутренние часы передают сигналы в центр агрессии. В журнале «Nature Neuroscience» исследователи сообщают, что если эти сигналы блокируются или подавляются, то уровень агрессии растёт.

Наши внутренние часы влияют не только на чувство усталости, но и на многие метаболические процессы, иммунную систему и гормональный фон. В качестве внутренних часов служат специальные генетические часы в наших клетках, которые синхронизируются с центральным генератором циркадных ритмов в мозге — так называемым супрахиазматическим ядром (СХЯ) в гипоталамусе.

Агрессия зависит от времени суток?

До недавних пор было неясно, оказывают ли внутренние часы влияние на агрессию. Толчком к появлению этого вопроса послужили наблюдения за страдающими от болезни Альцгеймера пациентами: вечером они часто становились беспокойными и агрессивными. Это поведение проявлялось так ярко, что медики назвали его «вечерней спутанностью». Но может ли этот феномен быть связан с работой внутренних часов? Возможно, и у здоровых людей есть более скрытый такт агрессии?

Чтобы узнать это, Уильям Тодд из Гарвардской медицинской школы в Бостоне и его коллеги исследовали на мышах зависимость агрессии от суточного ритма. Учёные провоцировали самцов мышей на агрессию, посадив их соперников в соседнюю клетку, и наблюдали, как часто и как быстро возникают атаки.

Вечерние атаки

В итоге мыши продемонстрировали чёткий ритм проявления агрессии. «Ранним вечером, незадолго до заката, мыши были наиболее склонны к нападению, а ранним утром, немного позже рассвета, были наименее агрессивны», — сообщает коллега Тодда Клиффорд Сейпер. «Вероятно, в светлое время суток агрессия у мышей накапливалась, а к концу дня достигала своего пика».

Но что стоит за этим явлением с точки зрения нейробиологии?

Как обнаружили исследователи, центр агрессии в гипоталамусе связан посредством двух одинаковых неврональных схем с супрахиазматическим ядром и через него с внутренними часами. «Наши данные указывают на то, что сигналы, направляемые супрахиазматическим ядром к этим неврональным схемам, или способствуют агрессивному поведению, или подавляют его», — сообщают исследователи.

Не работают внутренние часы — агрессия нарастает

Чтобы узнать, какая из схем отвечает за агрессию, учёные блокировали эти схемы у некоторых мышей, а у другой группы грызунов стимулировали. Результат: если связь супрахиазматического ядра с центром агрессии была активна, то агрессивность мышей была подавлена. А отключение сигналов способствовало нарастанию агрессии даже в «мирное» раннее утро и в течение дня.

По мнению учёных, результаты эксперимента доказывают, что у мышей и, возможно, людей склонность к агрессии действительно зависит от внутренних часов и суточного ритма. «Впервые удалось доказать наличие этой взаимосвязи», — говорят Тодд и его коллеги. Полученные данные подтверждают давно обсуждаемое предположение.

Объяснение вечерней спутанности?

Также учёные выяснили, что внутренние часы изначально сдерживают агрессию: чем активнее они посылают сигналы в центр агрессии, тем больше подавляется агрессивное поведение. «Результаты эксперимента показали, что вечером грызуны ведут себя почти так же, как и страдающие от болезни Альцгеймера в фазе вечерней спутанности», — говорит Сейпер. «Это может указывать на то, что сигнальные пути между внутренними часами и центром агрессии у этих пациентов повреждены».

Тодд и его коллеги надеются, что если это предположение подтвердится, то с помощью полученных ими данных будет разработана новая терапия для больных деменцией. «Изучение изменения неврональных схем на пациентах могло бы открыть новые пути лечения, что в итоге повысило бы качество жизни больных, их родственников и опекунов», — говорит Сейпер. Ō