Обработка визуальной информации зависит от внутренних часов.

Учёные выяснили, что наше зрение работает лучше утром и вечером. Сканирование мозга показало, что ближе к сумеркам зрительная система мозга выключает фазу покоя. Как сообщают исследователи в журнале «Nature Communications», это позволяет слабым зрительным раздражителям не раствориться в постоянных фоновых шумах мозга.

Эта особенность, вероятно, помогала нашим предкам избегать ночных хищников.
Многие функции нашего организма зависят от смены дня и ночи. При этом внутренние часы управляют не только фазами бодрствования и сна, но и иммунной системой, гормональным балансом. Наша агрессивность также зависит от суточного ритма. В качестве генератора внутренних импульсов служат специальные генетические часы в наших клетках. Они синхронизированы с центральным генератором циркадных ритмов в мозге.

Но до сих пор было неясно, меняется ли наше зрительное восприятие в зависимости от времени суток. «Подстройка под условия освещения имеет решающее значение для выживания», — объясняют Лоренцо Кордани из Университета имени Гёте и его коллеги. Когда наше зрение приспосабливается к тусклому свету сумерек, мы можем легко избежать хищников и других опасностей.

Но влияют ли на наше зрение только условия освещения? Или оно подстраивается и под такт внутренних часов? Чтобы ответить на эти вопросы, учёные провели исследование. Они делали МРТ 14 участникам 6 раз в день между 8 часами утра и 11 часами вечера. Исследователи сканировали активность зрительных зон коры мозга сначала в фазе абсолютного покоя, затем во время специального теста.

Затем учёные изучили остроту зрения участников во время фазы покоя мозга. Но даже при полном отсутствии внешних раздражителей всегда есть определенный «фоновый шум». Эти фоновые сигналы постоянно проходят через мозг и могут мешать восприятию внешних раздражителей.

Острота зрения увеличивается

На основании полученных данных учёные сделали вывод о том, что зрительная система мозга действительно подстраивается под суточный ритм. Сканирование мозга показало, что мозг самостоятельно выключает фазу покоя в сенсорных областях на рассвете и в сумерках. Исследователи отметили, что в 8 часов утра и в 8 часов вечера уровень фонового шума был самым низким.

Специальные тесты зрения показали, как это работает. Утром и вечером испытуемые добились лучших результатов в тесте. Больше всего ошибок они совершали в течение дня — с 11 утра до 5 вечера. Это означает, что участники видели лучше в условиях слабой освещённости. К тому же, как раз в это время был зафиксирован самый низкий уровень фоновых помех.

Обострённое восприятие

По мнению исследователей, это вовсе не случайность. «Речь идёт о механизме предупреждения, он компенсирует плохое качество сигнала при утренних и вечерних сумерках», — сообщают Кордани и его коллеги. Мозг, управляемый внутренними часами, заботится о том, чтобы в условиях сумерек сигнал был настроен в соответствии с фоновым шумом и чтобы тем самым улучшилось восприятие.

Но ближе к сумеркам фаза покоя отключается не только в зрительных зонах мозга. Учёные выяснили, что также в слуховых и соматосенсорных зонах фоновый шум уменьшался до более низкого уровня. Поэтому исследователи предполагают, что утром и вечером восприятие всех органов чувств обостряется.

Этот механизм мог помогать нашим предкам избегать ночных хищников. Тот, кто мог хорошо видеть при слабом свете, имел эволюционное преимущество.Ō