Итак, Вы хотите, чтобы Ваш ребенок вырос и завоевал золотую медаль

Исследования показывают, что тренировки, начатые в раннем возрасте, могут быть опасны

Тренировки, начатые в раннем возрасте, могут быть опасны
Микаэла Шиффрин из США на зимних Олимпийских играх Пхенчхан-2018 соревнуется в комбинированных альпийских играх среди женщин. Фото предоставлено: :Ezra Shaw  Getty Images .
В современном мире весьма популярной стала поразительная тенденция, получившая название «ранней специализации»: детей с малых лет привлекают к одному определенному занятию. На смену Тайгер Вудс, современным примером такого подхода к обучению стала лыжница Микаела Шиффрин, завоевавшая олимпийскую золотую медаль в гигантском слаломе в начале февраля 2018 года.

Основываясь на книгах, таких как «Кодекс талантов» Дэниела Койла, где утверждается, что врожденный талант — это миф, родители Микаелы разработали пошаговый план развития ее мастерства. Шиффрин встала на лыжи в 2 года, и с тех пор ее жизнь вращалась вокруг лыжного спорта.

«Ранняя специализация»

Логика «ранней специализации» проста: нужно тренироваться, чтобы развивать навыки, не забывая о существующих ограничениях – как минимум о том, что в сутках только 24 часа, а также о физическом и умственном переутомлении от слишком интенсивных тренировок. Человек может тренироваться интенсивно в течение нескольких часов в день, не нанося себе физического вреда и не «сгорая».

Таким образом, ребенок, который начнет тренироваться рано, получит практически невосполнимое преимущество перед тем, кто начнет позже.

Конечно, тренировки необходимы, чтобы развивать навыки. Однако результаты исследования, опубликованного недавно в «Журнале спортивных наук», показывают, что поздняя специализация фактически может быть более эффективной в долгосрочной перспективе.

Подписка на публикации

Пожалуйста, подождите...

Вы подписаны!

Сравнительные исследования олимпийских спортсменов

Профессор Арне Гюллих, директор Института прикладной спортивной науки при Университете Кайзерслаутерна в Германии, провел сравнение истории тренировок 83-х спортсменов, завоевавших медали в Олимпийских играх и различных чемпионатах мира и других 83-х спортсменов, боровшихся за медали в тех же соревнованиях, но не получивших их.

Для более корректного сравнения спортсмены были распределены по группам, согласно возрасту, полу и виду спорта. К каждому медалисту в данном сравнении был подобран не-медалист в том же виде спорта, одного и того же пола и примерно того же возраста.

Результаты показали, что как медалисты, так и не-медалисты начали тренировки в своем виде спорта до 12-летнего возраста.

При этом медалисты начали тренироваться в своем основном виде спорта в среднем на 18 месяцев позже, чем не-медалисты. Средний возраст начала тренировок медалистов составил 11,8 лет, а не-медалистов – 10,3 года. Также, медалисты в подростковом возрасте значительно меньше тренировались в своем виде спорта и значительно больше – в других. Такие результаты были получены в отношении спортсменов из самых различных состязаний: от лыжного спорта до баскетбола и стрельбы из лука.

«Взаимодействие между генами и окружающей средой»

Наряду с уменьшением риска выгорания и получения травм, предоставляя детям возможность испытать себя в различных спортивных направлениях, запускается процесс, известный как «взаимодействие между генами и окружающей средой».

Согласно этой концепции, наша генетическая предрасположенность оказывает влияние на среду, которой мы себя окружаем. Как утверждает поведенческий генетик Эллиот Такер-Дроб, взаимосвязь между генами и окружающей средой является основополагающим фактором для понимания того, как развивается опыт у детей.

Большее разнообразие выбора видов спорта у ребенка

Например, имея возможность попробовать несколько видов спорта, ребенок может обнаружить, что у него имеется высокий уровень физической выносливости, и его увлечение футболом имеет хорошие перспективы ввиду существенной значимости данной черты для этого вида спорта.

Также он может предпочесть футбол другим видам спорта, поскольку он экстраверт и ему нравятся командные игры. В свою очередь, обнаружив определенные начальные успехи ребенка в этом виде спорта, его тренер может поощрять продолжение тренировок по футболу, запуская «цикл улучшений», когда усилия приводят к совершенствованию, которое требует новых усилий и ведет к дальнейшему совершенствованию. Тем не менее, этот естественный процесс отбора никогда будет запущен, если ребенку не дана возможность попробовать несколько видов спорта до выбора своей специализации.

Вероятная причина того, что ранний подход к специализации стал настолько распространенным, — популяризация убедительных историй таких спортсменов как Тайгер Вудс и Микаэла Шиффрин. Эти примеры усиливают веру в то, что практически каждый может стать чемпионом, попав в «правильную среду».

В то же время, не исключено, что Вудс и Шиффрин просто посчастливилось получить раннюю специализацию в «правильном» виде спорта, который соответствовал их способностям и предпочтениям.

Тайгер Вудс и Микаэла Шиффрин
Тайгер Вудс и Микаэла Шиффрин
Иными словами, возможно, им просто повезло. Если бы они выбрали другой вид спорта, они, возможно, не были бы настолько успешными.

Частные случаи не дают достаточно полной картины, чтобы на их основании принимать обоснованное решение о том, как лучше всего обучать детей спорту и другим видам деятельности. Наиболее обоснованным подходом при принятии решений относительно будущего для ребенка, что подтверждено исследованиями Арне Гюллиха и других ученых в спорте, является подход, базирующийся на совокупности знаний и опыта, и позволяющий родителям, учителям и тренерам не только помочь детям достигать наивысших результатов, но и получать максимальное удовольствие от своей деятельности при минимальных негативных последствиях.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше