Форма черепа современных людей сформировалась 35000 лет назад.

Медленное и позднее развитие: в ходе эволюции человеческий мозг принимал типичную современную форму постепенно. Сравнение окаменелостей homo sapiens доказывает, что круглая форма черепа, какой мы её знаем сегодня, развилась около 35 000 лет назад, то есть позже, чем мы думали. Эта реструктуризация организации мозга, вероятно, заложила основу для развития сложных мыслительных процессов.

Это была захватывающая находка: в прошлом году учёные обнаружили в Марокко самые древние окаменелости homo sapiens. Эти останки доказывают, что нашему виду по меньшей мере 300 000 лет, и в то же время предоставляют возможность заглянуть в раннюю фазу эволюции современного человека.

Уже в те времена наши предки имели кости лица и зубы как у современного человека. Однако их черепа выглядели иначе: они были вытянутыми и менее выпуклыми. Учёные видят в этом признак того, что мозг нашего вида развивался в современную форму постепенно, шаг за шагом. Но как и когда сформировалась круглая форма мозга современных людей?

От продолговатого до круглого

В ходе эволюции наш мозг постепенно приобретал современную круглую форму.

Чтобы ответить на этот вопрос, учёные под руководством Симона Нойбауэра из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Лейпциге проанализировали формы черепов, принадлежащие двадцати homo sapiens из разных эпох. Для этого они создали виртуальные модели внутренней полости черепов и сравнили их с черепом сегодняшнего человека.

Выяснилось, что чем моложе были останки homo sapiens, тем современнее оказывалась форма черепа. Но для обретения сегодняшней круглой формы костям потребовалось невероятно много времени. Первые останки, которые имеют типичную круглую форму, насчитывают менее 35000 лет.

«Удивительно поздно»

«Мы уже знали, что форма мозга должна развиваться в рамках нашего собственного вида, но были удивлены тому, насколько поздно эти изменения в организации мозга привели его к современному состоянию», — констатирует Нойбауэр.

Как подчёркивают учёные, это постепенное изменение формы мозга развилось независимо от его величины. При объёме около 1400 кубических сантиметров даже самые старые окаменелости homo sapiens уже имеют аналогичный современному размер мозга.

Предпосылки для сложного мыслительного процесса

Но решающей для эволюции сложного мыслительного процесса была не величина, а форма. Так как при постепенном развитии от вытянутой к круглой форме более выпуклыми стали два отдела мозга: теменная доля и мозжечок. Эти отделы мозга влияют на ориентацию, внимание, восприятие стимулов, самосознание, рабочую и долговременную память, язык и обработку эмоций.

У современного человека это характерное округление развивается в течение нескольких месяцев после рождения. «Эволюция формы черепа у homo sapiens указывает на эволюционные изменения в раннем развитии мозга — важное время для формирования нейронных связей и когнитивного развития в раннем детстве», — говорит коллега Нойбауэра Филипп Гунц.

Учёные предполагают, что эти эволюционные изменения раннего развития мозга являются решающими для эволюции сложных когнитивных способностей людей. «Постепенное развитие к современному человеческому мозгу, вероятно, сопровождалась постепенным формированием современного поведения, что также подтверждают археологические находки», — сообщает коллега Нойбауэра Жан-Жак Хублин. Ō