Автор статьи Вероника Кисель

Американский журнал PLOS Biology опубликовал новое исследование из Школы биотехнологий университета Кардиффа, которое показывает, что ген отца на самом деле влияет не только на уход за ребенком до его рождения, но и может существенно изменить поведение матери после родов.

Исследовательская группа под руководством профессоров Розалинд Джон и Энтони Айлс занимались изучением гормональных веществ, которые выделяются из плаценты.

Плацента – уникальный орган, который играет одну из важнейших ролей в формировании и развитии плода. Она формируется на 15-16 недели беременности, а с 20-го принимает активное участие в передаче всех питательных веществ от матери к ребенку. Кроме того, именно она помогает организму матери не допускать отторжения чужеродной ткани.

Манипулятивный ген

Ученые исследовали, как именно гормональные сигналы, которые выделяет плацента, влияют на поведение будущей матери и даже готовят женщину к своей новой родительской роли. Такой гормон имеет название спонгіотрофобласт. Его размножение и выделение в организм осуществляется с помощью гормона Phlda2. Но существует несколько необычных эффектов: как и большинство генов, развиваются, плод имеет две копии гена Phlda2, но в отличие от большинства – только одна копия Phlda2 активная. Другими словами, активность имеет ген только от одного из родителей, а ген отца в этом случае “молчит”.

Исследователи поинтересовались, что же случится, если обе копии гена Phlda2 окажутся активными, или если обе будут “молчать”, и проследили результат на мышах.

Оказалось, что матери, которые подвергаются воздействию детенышей с высочайшей активностью Phlda2 (с уменьшенным плацентарным гормоном), откормили и выхаживали своих детенышей меньше и сосредоточивали больше внимания на строительстве гнезда. В то же время, матери, которые подвергались самой низкой дозе Phlda2 (а следовательно, с более высоким уровнем гормонов), тратили больше времени на воспитание своих детенышей и меньше – на домашние дела.

Может ли ген отца повлиять на материнскую любовь?
Гены, которые ребенок получает от отца, влияют на уровень материнской заботы до и после родов – исследования. Фото: Seth Reese

Важность исследования заключается в том, что авторы предполагают возможность использования эксперимента с мышами для прогнозирования человеческого поведения. Поскольку уровни активности генов Phlda2, что меняются между беременностями, обратно соотносятся с плацентарними гормонами, то, вероятно, ген отца может повлиять на корректировку поведения матери после рождения его детей. В свою очередь, изменения в приоритетах матери во время беременности и после рождения имеют влияние на общее развитие и психологическое состояние ребенка в течение всей его жизни.

“Нужно еще больше работать, чтобы углубить наше понимание того, как это происходит у людей,”

– рассказал профессор Джон, оставив для нас интересные размышления и вопросы о том, насколько реакция гормонов мыши действительно коррелируется с человеческой.

PLoS Biol (2018), doi: 10.1371/journal.pbio.2006599