Голод подавляет болевые ощущения у мышей.

Вместо обезболивающего: голод помогает притупить хроническую боль — по крайней мере, у мышей. Исследование доказало: если мыши голодны, то они чувствуют боль менее остро. Как сообщают исследователи в журнале «Cell», с помощью этого механизма мозг обеспечивает выживание особи – грызун должен искать пищу вопреки боли. Если подобная взаимосвязь обнаружится у человека, то на её основе может быть разработана новая терапия хронических болей.

Зачем нужны болевые ощущения?

Вряд ли найдётся более мучительное ощущение, чем боль, но это ощущение очень важно для выживания. Боль учит нас не ставить руку на горячую конфорку и сигнализируют о том, что организм нуждается в помощи. Но боль может причинять вред, когда она долго не проходит: болевые ощущения мешают нам жить полной жизнью и приводят к пренебрежению важными потребностями.

Это также относится и к животным: хроническая боль может угрожать их выживанию, например, когда из-за боли они не могут искать пищу. Команда учёных под руководством Амбера Алхадеффа из Пенсильванского университета изучили, как организм решает эту дилемму. «Нас интересовало, как мозг обрабатывает конкурирующие потребности для формирования оптимального поведения», — сообщает коллега Алхадеффа Николас Бетли.

Голод затмевает боль

Чтобы выяснить это, учёные не давали мышам пищу в течение 24 часов. Как грызуны будут реагировать на острую или тупую хроническую боль, например, которая периодически возникает после какой-либо травмы? И как будут себя вести сытые мыши?

Удивительный результат: на острые болевые ощущения, которые возникают, например, при касании горячей конфорки, голодные и сытые мыши реагировали одинаково. Однако хроническая боль, вызванная инъекцией некоторых активных веществ в лапы животных, почти не беспокоила голодных мышей — грызуны реже лизали свои воспалённые лапы. Кроме того, в отличие от сытых собратьев, они не избегали места, где им была причинена боль.

Голодные мыши вели себя так же, как грызуны, которым давали лекарство от боли.

Учёные сделали вывод о том, что голод может действовать как анальгетик.

«Мы не ожидали, что голод может значительно изменить восприятие боли», — говорит Алхадефф.

Теперь учёных интересует другой вопрос:

какой механизм стоит за этим удивительным феноменом?

Исследователи уже знали, что голод активизирует так называемые AgRP-нейроны, и решили искусственно их задействовать. Хотя мыши были сыты, они отреагировали на боль спокойно – как будто были голодны.

Чтобы выяснить, какая субпопуляция AgRP-нейронов отвечает за взаимосвязь голода и болевых ощущений, команда учёных последовательно задействовала различные группы нейронов. По окончании эксперимента было установлено, что стимуляция крошечной популяции клеток мозга в так называемом парабрахиальном ядре явно подавляла воспалительную боль.

«Около 300 миллиардов нейронов в мозге контролируют это специфическое поведение», — сообщает Бетли. Дальнейшие эксперименты показали, что нейромедиатор NPY подавляет передачу сигналов боли в этих нейронах. Когда учёные заблокировали рецепторы этого нейромедиатора, то боль вернулась вопреки голоду.

Иерархия обеспечивает выживание

«Полученные результаты доказывают, что в мозге существует некая иерархия, определяющая приоритетность поведения», — констатирует Бетли.

«Прежде чем вообще что-либо будет воспринято, произойдёт конкурентная борьба различных стимулов».

Благодаря этому механизму природа реализует тонкую стратегию: животные могут искать пищу вопреки хронической боли, но при этом способны адекватно реагировать на острые болевые ощущения. Это обеспечивает выживаемость особи.

Возможен ли такой подход в терапии?

Исследователи надеются, что полученные результаты могут повлиять на то, как люди будут справляться с болью.

«Если в нашем мозге функционирует такой же механизм, то он поможет открыть новые способы избавления от хронической боли», — заключают учёные. Ō