Взгляд на генетическое наследие саламандры открывает тайну восстановления тканей.

Аксоло́тль (Axolotl) — неотеническая личинка некоторых видов амбистом, земноводных из семейства амбистомовых (Ambystomidae) отряда хвостатых (Caudata).

Особенность аксолотля состоит в том, что он не достигает половой зрелости и становится способным к размножению, не превратившись во взрослую форму, не претерпев метаморфоз.

Геном мастера регенерации: ученые впервые расшифровали полную генетическую информацию аксолотля. Геном этой мексиканской саламандры составляет 32 миллиарда пар оснований и является самым большим из всех секвенированных.

Декодирование генома должно помочь в разгадке головоломки:

как аксолотлю удается регенерировать потерянные конечности и даже разорванный спинной мозг?

Аксолотль (Ambystoma mexicanum) обладает реальной суперсилой: если он теряет часть тела, то через несколько недель на ее месте вырастает идеальная замена с костью, мышцами и нервами. Даже разорванный спинной мозг или поврежденная сетчатка глаза – не проблема для мастера регенерации. Они восстановятся просто и легко.

Эта удивительная способность очаровывает ученых, особенно медиков, с незапамятных времен. Они задаются вопросом: в чем секрет восстановления тканей? И: если «новостройка» частей тела или органов функционирует у таких животных, как аксолотль, то может ли она заработать и у людей?

Гигантский геном аксолотля расшифрованПазл с миллионами деталей

Чтобы полностью понять процесс регенерации и обнаружить, почему у аксолотля она развита лучше, чем у других животных, ученые должны знать геном этой саламандры.

Проблема: 32 миллиарда пар оснований — это более чем в десять раз больше человеческого генома. По причине такого гигантского количества пар оснований генетический материал аксолотля не мог быть полностью секвенирован – до сегодняшнего дня.

Благодаря новой технологии секвенирования Элли Танаке из Научно-исследовательского института молекулярной патологии в Вене и ее коллегам удалось полностью расшифровать генетическую информацию мексиканской саламандры. Словно пазл, геном собирался из миллионов отдельных участков. Геном аксолотля является самым большим из всех расшифрованных ранее.

«Ключевой момент»

Анализ этого огромного объема данных позволил ученым получить новые сведения об основах уникальной способности к регенерации. Ученые обнаружили несколько генов, которые встречаются только у аксолотлей и других видов амфибий, эти гены активны в восстанавливаемой ткани.

Удивительно, что важный и распространенный ген PAX3 у аксолотля полностью отсутствует. Его функцию взял на себя ген PAX7. Оба гена играют ключевую роль в развитии мышц и нервов.

«У нас на руках генетическая карта, с помощью которой мы можем узнать, как заново вырастают сложные структуры, такие как ноги», — говорит коллега Танаки Сергей Новошилов.«Это поистине ключевой момент в исследовании аксолотля».

Ключевой момент, который поможет ученым лучше понять регенерацию тканей.

Ō