MINDup Парадокс эгоизма. Бессмысленности жизненных целей. Кризис среднего возраста.

Парадокс эгоизма. Бессмысленности жизненных целей. Кризис среднего возраста.

Некогда читать?

Сохраните ссылку в соцсеть

 

Автор статьи.

Профессор Массачусетского технологического университета Киран Сетья о жизни здесь и сейчас, парадоксе эгоизма и бессмысленности жизненных целей.

«Успешное достижение целей и завершение проектов — способ потерять смысл жизни» Киран Сетья.

В двадцать с чем-то лет я пережил экзистенциальный кризис, и с тех пор меня очень заинтересовали психологические кризисы человека.

Вот какие вопросы меня занимали:

«Почему мы переживаем экзистенциальные кризисы?»,

«Как они связаны с нашим мировосприятием?»,

«Почему такие кризисы чаще всего случаются у людей средних лет?».

Книга профессора Массачусетского технологического университета Кирана Сетья под названием «Середина жизни: Философский путеводитель» раскрывает эти и другие вопросы. Предлагаю вам небольшой обзор.

Джон Стюарт Милль и парадокс эгоизма

Парадокс эгоизма. Бессмысленности жизненных целей. Кризис среднего возраста.
Джон Стюарт Милль

Если бы существовала награда за самый знаменитый в истории экзистенциальный кризис, я бы присудил ее философу и политическому теоретику Джону Стюарту Миллю.

Всего в возрасте двадцати лет у Милля случился психологический срыв, который заставил его пересмотреть собственную систему убеждений.

Милль писал в своей автобиографии, что испытанный опыт заставил его принять новое видение жизни, очень отличное от тех взглядов, согласно которым он жил ранее.

«Я действительно никогда не сомневался в своем убеждении, что счастье — это испытание всех жизненных правил, и оно же есть конец жизни. Однако сейчас я думаю, что этого конца нужно достигать, не делая его истинным концом.

Счастливы только те (так я думал), чьи разумы сосредоточены на каких-то иных целях, а не на собственном счастье; например, на счастье других, на совершенствовании человечества, даже на каком-либо искусстве или стремлении не в качестве средства, а в качестве идеального завершения самого по себе.

Стремясь таким образом к чему-то другому, они тем не менее находят счастье».
Сетья комментирует слова Милля:

«…необходимо заботиться о чем-то, кроме самого себя. Если для вас ничто, кроме собственного благополучия, значения не имеет, если вы чрезвычайно одержимы самими собой, то мало что может принести вам счастье.

Вполне естественно реагировать на это еще более глубоким стремлением к счастью, делая из него самоцель. Ирония в том, что делать нужно как раз обратное: нужно заботиться о других вещах. Этому совету трудно последовать напрямую, так как невозможно заставить себя полюбить то, что оставляет вас равнодушным.

Но это не бессмысленный совет. Вы можете постараться посвятить себя тому, что в будущем способно вас по-настоящему заинтересовать; и с этого начнутся изменения в вашей жизни».

 

Философы называют это «парадоксом эгоизма» — если хочется быть счастливым, нельзя стремиться к этому прямо. Вместо этого сконцентрируйтесь на чем-то, кроме себя.

Плавать? Или просто оставаться на поверхности?

В действительности недостаточно просто быть менее эгоцентричным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С самых ранних лет Милль глубоко желал делать огромное добро для огромного числа людей. Другими словами, еще до психологического срыва он уже в большой степени заботился о чем-то, кроме себя самого. Так почему же он ощущал такую внутреннюю пустоту?

Сетья говорит, что одна из проблем возникает, когда жизнь человека посвящена только одному виду деятельности. Он называет это делами с инструментальной (улучшающей) ценностью.

«…у современной жизни может быть недостаток, который беспокоил и Аристотеля, и Джона Стюарта Милля. Эта жизнь наполнена требованиями, счетами, голодными ртами, проблемами; она поглощена «борьбой и лишениями».

Представьте дни, в которые вы можете ничего не делать, а только спать: дни передышки от заботы о детях, от решения срочных проблем на работе, от беспокойства об отношениях.

Поймите меня правильно — все эти дела очень важны. Они могут быть жизненными ценностями, но по своей сути являются ценностями инструментальными. Каждодневные задачи заставляют вас бежать на месте, не оставляя времени на то, чего вам хочется и в чем вы нуждаетесь».

Думаю, каждому из нас знакомо это чувство.

Когда дни наполнены насущными задачами (сменой пеленок, мытьем посуды, решением срочных проблем), вам начинает казаться, что вся ваша жизнь — это отчаянная и безнадежная попытка удержаться над водой.

Жизнь не может состоять из непрерывной борьбы с проблемами. Нужны и занятия, важные сами по себе — их Сетья называет делами с жизненной ценностью. Он пишет, что такая деятельность не концентрируется на негативных сторонах человеческой жизни.

Есть много примеров таких дел: занятия философией и искусством, рассказывание смешных историй, прослушивание поп-музыки, плавание или парусный спорт, игры с семьей и друзьями.

Эти занятия дают отпор жизненным трудностям, отвлекают от страданий и просто помогают провести время. Но каждое из них может стать «источников внутренней радости», не связанным борьбой и несовершенством. Бесконечным ресурсом счастья, избавляющим от всех тягот жизни.

Бессмысленность жизни «по плану»

Теперь пришло время для моей самой любимой идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В наше время принято уважать людей «целеустремленных», «продуктивных», «мотивированных» и так далее.

Сетья, однако, считает, что причиной «кризиса среднего возраста» как раз может стать излишняя одержимость целями и достижениями. Он называет это «жизнью по плану».

«Проблема в том, что вы поглощены планированием, одержимы достижением целей. Если все ваши жизненные ресурсы чрезвычайно связаны с целями (направленными на благо), то, какой бы ценностью они ни обладали, — финансовой, жизненной, инструментальной — они будут означать одно: достижение их означает завершение» пишет Сетья в своей книге.

В этом состоит внутренний парадокс целей и планов: они имеют ценность, пока мы стараемся их достичь, однако сам процесс достижения значит, что когда-то они исчезнут.

Эта саморазрушающая сущность достижений отлично отражена в романе Рейчел Каск «Контур»:

«Жизнь в браке заставила его понять, что принцип прогресса всегда в действии — в приобретении домов, имущества, автомобилей, в движении к более высокому социальному статусу, в том, чтобы путешествовать чаще, иметь больше друзей; даже рождение детей кажется обязательной станцией в этом безумном рейсе.
Сейчас он видел неизбежность того, что, как только больше нечего будет улучшать или наращивать, не останется целей или этапов, жизнь начнет течь по инерции. И ему, и его жене начнет досаждать ощущение тщетности, какого-то недуга. На самом же деле это будет всего лишь чувство покоя по сравнению с прежним движением.
Примерно то же ощущают моряки, ступив на твердую землю после долгого плавания. Однако для него с женой это означало бы, что они больше не любят друг друга».

 

Экзистенциальный кризис середины жизни часто происходит по двум причинам:

1. Средний возраст — это время, когда человек достигает большинства целей, которым придается такое большое значение. У него руководящая должность, трое здоровых детишек (в идеале два мальчика и девочка), выплаченная ипотека и т.д.

2. Именно в этом возрасте нам приходится принять, что многое из того, что нам хотелось бы сделать в жизни (покататься на кенгуру в Австралии, уволиться с работы, придумать новую социальную сеть, написать книгу), никогда совершить не удастся.

Иными словами, это время, когда все наши жизненные планы приходится с кровью и болью, заживо вырывать из груди.

Может стать и еще хуже.

Киран Сетья говорит, что мы часто неправильно понимаем причины внутренней пустоты, возлагаем ответственность на неверно поставленные цели, неверно сформулированные планы, вместо того, чтобы понять, что виновата склонность строить планы сама по себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Представьте, что вы, как и я, живете согласно плану и настроены на перспективу. На фоне суматошного движения вы не можете не замечать чувства конечности и недовольства, не осознавать краем разума, что занимаетесь саморазрушением. Что-то неправильно, но вы не можете понять, что именно.

Легко подумать, что сделали неправильный выбор: не те отношения, не та работа. Вы расстаетесь с партнером и меняете сферу деятельности. Вы так реагируете на кризис среднего возраста, потому что сбиты с толку. Обнаруживая несовершенство своих планов, вы считаете, что неверно поставили цели, и пытаетесь начать все заново, не замечая, что проблема в самой одержимости целями.

Если для вас попытка начать заново значит постановку новых целей, то на первое время это даже отвлечет вас от структурного дефекта в жизни. Быть постоянно занятым — хороший способ, но он лечит симптом, а не причину».

 

Так в чем ответ?

Сетья предлагает концентрироваться не на целенаправленной, а «бесцельной» деятельности, которая имеет сущностную ценность, не истощающуюся со временем. Попробуйте слушать музыку, встречаться с друзьями за барбекю, гулять в парке.

P/S

Мы рассмотрели парадокс эгоизма, важность жизненных ценностей и бессмысленность «жизни по плану». Однако в чем состоит практический совет, как нам воплотить это?

Есть два способа:

· Чаще занимайтесь «бессмысленным». Нам всем вовсе нет нужды стричься в монахи и становиться пещерными отшельниками. Вместо этого посвятите себя тем делам, в которых нет смысла кроме самого процесса: читайте стихи, слушайте музыку.

· Воспитывайте в себе осознанность. Невозможно жить совершенно без целей и планов. Однако нужно изменить свой подход, свое отношение к ним. Осознанность — это жизнь «здесь и сейчас». Она переводит внимание с будущего к тому, что вы делаете в настоящий момент. Вы можете ходить в спортзал, чтобы оставаться здоровым, но это не значит, что нельзя заниматься спортом просто потому, что вам приятно сам занятие.Ō

Подписка на публикации

Пожалуйста, подождите...

Вы подписаны!

Анастасия Савченко
Анастасия Савченко
Редактор, переводчик, сценарист. "Я многое умею. И уверенна, что могу научится делать гораздо больше."