Автор, дизайнер Ardavan Mirhosseini, обобщает свои знания в науке о творчестве изучая научную литературу по этой теме. Он описывает известные модели от экспериментальной психологии до неврологии и социологии. Если вы видите себя творческим человеком, то можете распознать шаблоны, которым вы бессознательно следуете в некоторых из этих моделей. Приятного чтения!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Творческая наука для дизайнеров:Что это такое?—Часть 1

Во время Четвертой промышленной революции, предсказанной на Всемирном экономическом форуме, креативность станет третьим по важности навыком, необходимым для выживания. Вот почему люди, мыслящие творчески, так высоко ценятся: они обладают умственными качествами и интуицией, которые позволяют им находить ранее никем не обнаруженные простые, очевидные решения.

Хорошо обученный творец получает деньги за свои креативные идеи. Существует множество научных трудов, в которых ученые различных дисциплин описывали, что такое креативность, как она применяется, как можно ее стимулировать. Наука дает творцам понимание того, на чем основывается их работа. Применяя эти достижения, можно углубить свои возможности и создать благодатную почву для процветания креативности.

Есть ли универсальный рецепт творчества?

Определение креативности

Для начала нам нужно понятие креативности, которое устроило бы большинство экспертов в разных областях. На фундаменте этого понятия можно будет выстроить основные критерии творчества, а затем изучить и измерить креативность в различных контекстах. Нам также следует выявить осязаемые и неосязаемые свойства, качества и характеристики креативности. Для начала лучше воспользоваться теми данными, которые можно измерить и зафиксировать. Каждое из определений креативности слегка отличается в зависимости от точки зрения: рассматриваем ли мы исторически значимых гениев (макроуровень) или анализируем социально-экологические условия (микроуровень).

Отметим, что мыслители прошлых тысячелетий воспринимали креативность не так, как мы сейчас. Однако новая концепция творчества унаследовала некоторые идеи наших предков.

Например, в Древней Греции существовало понятие «технэ», которое обозначало ремесло, применяющее прикладные знания и практические формы искусства.

Божественное вдохновение - автор Ardavan Mirhosseini
Божественное вдохновение — автор Ardavan Mirhosseini

В те времена этот термин связывали с письменными видами искусства, в особенности с поэзией. Греки считали, что для занятия творчеством нужно обладать определенным багажом знаний и навыков. Однако творца также должно было коснуться божественное вдохновение. Платон писал в своей книге «Ион» о том, что Сократ приводил аналогию с магнитными кольцами, описывая поэта во время создания стихотворения как посредника. Творец всего лишь передает людям слова божества. Главное значение имеет вдохновение, затем — мыслительный процесс, а уже затем знания и навыки. Творчество — это средство общения между богами и людьми.

Начиная со Средневековья, творчество понималось как «создание нового», и это, конечно же, было целиком и полностью делом Господа. Только Бог мог создавать что-то из ничего. Людям же творчество было неподвластно. Они могли только заниматься ремеслом с помощью вещей, которые уже существовали. В те времена даже изобразительное искусство или архитектура не считались формами творчества.

Только во времена Возрождения творчество вновь освободили из безраздельного божественного владения, вернули его людям и насытили человеческим воображением. Источником гениальности назвали человека. Креативность считали характерной чертой гения, обладающего превосходными умственными способностями.

Понимание того, что креативностью обладают только прирожденные гении, сохранялось долгое время.

Галилей наблюдает за Вселенной -автор Ardavan Mirhosseini
Галилей наблюдает за Вселенной -автор Ardavan Mirhosseini

Лишь во второй четверти XX века эти убеждения начали подвергаться сомнению благодаря исследованиям феномена творчества. В основанном 25 лет назад издании Creative Research Journal давалось определение предмета изучения, состоящее из двух частей. Чтобы продукт был креативным,  «жизненно необходима оригинальность, уравновешенная уместностью и точностью».  Оригинальность означает, что идея или решение не должны быть обыденными или традиционными. Она требует новизны, революционности, уникальности. Но оригинальность может быть бессмысленной, поэтому она не должна мешать эффективности. А эффективность предполагает уместность, пользу, точность.И это определение, и само издание стали плодами масштабных научных исследований и литературных трудов.

Например, в 1953 году профессор Моррис Исаак Стейн в своей работе «Креативность и культура» предложил оригинальность и эффективность как два основных критерия креативной идеи. Это исследование было размещено в The Journal of Psychology — издании, которое публикует двойные слепые (ни одна из сторон не знает о распределении участников по группам) и рецензируемые исследования.

Однако в таком понятии креативности есть «белые пятна»: оно работает только в определенном контексте, а не «в вакууме». Контекст означает наличие определенных социально-экологических условий, которые в данный момент времени приводят к возникновению креативности. Таким образом одна и та же идея может расцениваться по-разному в зависимости от условий. В одной обстановке она действительно будет креативной, в другой — просто глупой и бесполезной.

В дальнейшем многие ученые говорили, что следует добавить и третий критерий: продукт или идея должны быть неожиданными, не очевидными. Использование фактора «неожиданности» позволяет рассматривать креативность на разных уровнях и в различных социально-экологических контекстах. Этот критерий также действует в рамках определенных условий и времени. Креативность в старших классах и в университете — совершенно разные понятия.

Сторонником критерия неожиданности является профессор Калифорнийского университета Д.К. Саймонтон. В своем исследовании для Ведомства по патентам и товарным знакам США он настаивает на добавлении третьего фактора креативности — неожиданности. Идеи, к которым может прийти любой эксперт, считаются очевидными и не подлежат патентованию. Кроме того, Саймонтон выступает за использование времени как контекстуального фактора. По его мнению, существует так называемый «дух времени», то есть креативность зависит от эпохи. С этим не поспоришь — гению необходимо найти нужный момент для создания инновации или креативной идеи, и этот фактор прекрасно сочетается с критерием неожиданности.

Пару десятилетий назад людей удивляло то, что для нас нынешних является обыденностью. Именно этим объясняется провал Google Glass — общество еще не было готово принять идею очков, оборудованных камерой, которая записывает собеседника. Эммануэль Вест, основатель Музея неудач в Швеции, говорит, что большинство экспонатов музея провалилось из-за одного фактора  — неудачно выбранного времени. 

Критерии творчества
Критерии творчества

С точки зрения экспертов креативность — это явление, при котором создаются продукт или идея.  Степень креативности должна измеряться с привлечением трех критериев: оригинальности, эффективности и неожиданности.  Единственная проблема с этим определением в том, что оно не дает понимания — кто же оценивает креативность, а кто контролирует этих оценщиков. Каким образом должны проводиться наиболее надежные тесты — с привлечением экспертов из той же дисциплины, к которой относится оцениваемая идея? Или же эксперты должны набираться из разных областей? Ответ зависит и от предмета оценки, и от исследуемого аспекта креативности.

Измерение креативности

Из стандартного определения берут начало способы, с помощью которых можно изучить и измерить креативность. Родоначальником этих способов был психолог Джо Пол Гилфорд. Во время Второй мировой войны он разработал тест для Военно-воздушных сил Армии США, который позволял отбирать людей в экспериментальные программы, так как до этого показатели среди выпускников были очень низкими.

Тесты Гилфорда, помогающие определять психологические качества и особенности интеллекта, эффективно и результативно повысили показатели выпускников.После окончания Второй мировой квалификационные тесты для персонала широко применялись в Армии США. Гилфорд развивал теорию под названием «Строение интеллекта», которая включала в себя 180 различных интеллектуальных способностей. Также он выделял два вида мышления в качестве творческих навыков — дивергентное (веерообразное) и конвергентное (поэтапное). Эта область модели Гилфорда выдержала проверку временем, и в наше время практически все процессы проектирования основываются на таких двух видах мышления. К ним относится и понятие дизайн-мышления.

  
Дивергентное и конвергентное мышление
Дивергентное и конвергентное мышление
  

Тест креативности Торренса

Основываясь на тесте Гилфорда, психолог Пол Торренс разработал инструмент для психометрического измерения дивергентного мышления. Он включал в себя не ограниченные временем ответы на вопросы или решение задач с привлечением вербальных и невербальных раздражителей, которые должны были задействовать не только зрение, но и другие органы чувств. Например, участникам предлагались простые формы, которые нужно было использовать в рисунке, а затем дать ему название.

Далее результаты оценивались по 4 параметрам:

  1. Беглость (общее количество ответов);
  2. Гибкость (количество категорий различных ответов);
  3. Оригинальность (редкость ответов);
  4. Тщательность (проработанность и детализированность ответов).
  
Пример TTCT: используйте круг, чтобы нарисовать картинку
Пример TTCT: используйте круг, чтобы нарисовать картинку
 

Тип заданий мог меняться. К примеру, испытуемые должны были придумать как можно больше применений для чашки. Надежность и обоснованность Теста креативности Торренса сделали его международным инструментом оценки креативности. Также он используется как прогностический исследовательский инструмент в продольных исследованиях (долгосрочных и с неизменным составом участников).

  
  

Тест креативности проводился среди детей на 50 различных языках в течение полувека. У исследователей была масса информации для проведения долгосрочных наблюдений за прошедшими тест людьми. Некоторые из тех, чьи результаты теста были высокими, достигли карьерных высот.

Методика согласованной оценки
Креативность также оценивается с точки зрения более узкого социального контекста — в расчет принимаются факторы социума и среды, влияющие на творческие способности. Тереза Амабайл разработала Методику согласованной оценки (CAT).

CAT используется для оценки креативности субъективно, в рамках определенной сферы. Это очень похоже на подход к мировой оценке искусства. Продукты или идеи должны оцениваться группой экспертов из конкретной сферы, как это происходит с премией «Оскар».

Методика рассматривает конкретные результаты или произведения искусства. Сначала исследуемые участники создают стихотворение, короткий рассказ или элемент дизайна, затем группа экспертов оценивает их. Этот подход не связан ни с одной психологической теорией, поэтому является беспристрастным методом измерения креативности в организационных, образовательных и общественных условиях. Использование техники CAT помогло выявить социально-экологические факторы, влияющие на творческое мышление. К примеру, большую роль играет мотивация и награда.

Пища для размышлений

Стандартное определение креативности означает, что она не может быть качеством, свойственным только Homo Sapiens, пусть это утверждение и звучит несколько пугающе. Есть множество свидетельств того, как животные используют различные инструменты для решения сложных задач и проблем.

Новокаледонские вороны в природе создают ловушки для насекомых, а в лабораторных условиях решают многоступенчатые головоломки. Чтобы использовать инструменты, нужно конструировать новые модели окружающего мира, понимать физические свойства объектов, сознательно представлять мир с новых точек зрения. Вороны в Японии сообразили, что группы движущихся объектов (автомобилей) можно использовать для того, чтобы разбивать ореховую скорлупу. И это можно считать признаком созидающей креативности, ведь в наличии новизна и эффективность. Хотя, конечно, многие считают, что такие проявления разума — это всего лишь проявление условных убеждений. Ō

  

Видео Дэвид Аттенборо — дикая природа BBC

 

Автор материала:

Ardavan Mirhosseini

Ardavan Mirhosseini

Product Designer
Lifelong learner, critical thinker, art lover, generalist, and product designer

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше