Комплексный путеводитель по вопросам беспилотной техники

Автономный транспорт сейчас является предметом больших надежд, огромной популярности и массовой истерии. Особенно после недавнего происшествия, во время которого пешеход стал жертвой беспилотного такси компании Uber. Очень вероятно, что беспилотные автомобили окажут на жизнь человека такое же значительное влияние, как электричество, компьютеры и интернет.

Однако мы не можем предсказать те положительные и отрицательные последствия, которые последуют за внедрением автономных транспортных средств (так же, как невозможно было представить значение всех других важных технологических прорывов). Давайте разберемся с тем, что в этой сфере уже известно, а какие идеи можно предположить.

Что мы точно знаем

Автономный транспорт грядет

Точнее, он уже здесь. Автономные автобусы и шаттлы используются в городских центрах, на занимающих большое пространство рабочих территориях (например, электростанциях), в аэропортах. С помощью беспилотных фур на дальние расстояния доставляется продукция пивзаводов. Испытательная партия беспилотных автомобилей компании Waymo прошла по дорогам уже 5 миллионов миль. В недалеком будущем появятся и летающие такси-беспилотники, это всего лишь вопрос времени.

Беспилотный транспорт изменит облик современного города

 

 

 

 

 

 

 

Когда повсеместно появятся автономные автомобили, больше не будет нужды в дорожной разметке, полосах движения, светофорах и знаках. Машины смогут связываться друг с другом, своими владельцами и управляющей инфраструктурой посредством высокоскоростного интернет-соединения.

Невозможно будет заблудиться: на помощь придут подробные цифровые карты и продвинутые технологии GPS. Такие дороги, какими мы их знаем сейчас, уйдут в прошлое. Возможно, благодаря точному и безопасному движению дороги станут намного более узкими, позволяя оставлять пространство для пешеходов, других видов транспорта и жилых домов. Городскую жизнь ждут радикальные изменения.

Дорожное движение будет более спокойным

Когда автомобили смогут общаться друг с другом и с удаленным координатором, у них появится возможность эффективно управлять скоростью, благодаря чему отпадет необходимость остановок на перекрестках. Это в случае, если дороги не превратятся с систему подземных туннелей. По сравнению с нынешним дорожным движением с его перекрестками и людьми-водителями, дороги, отданные автомобилям-беспилотникам, станут более безопасными и спокойными. Обмениваясь информацией с другими, машины получат возможность регулировать и планировать свое движение, что позволит экономить топливо, делая дорожное движение гладким и качественным.

Заметно уменьшится количество дорожных происшествий

Каждый год на дорогах по всему миру гибнет около 1.3 миллиона людей, а до 50 миллионов человек получает травмы. С внедрением автомобилей-беспилотников эти показатели будут значительно снижаться благодаря обмену точной информацией между машинами. Они будут в курсе, куда направляются другие автомобили, какова их скорость, какой маневр станет следующим. Кроме того, состояние и безопасность транспортного средства станут непрерывно контролироваться с помощью сенсоров, камер и радаров, расположенных внутри салона.

Люди по-прежнему будут гибнуть в дорожных происшествиях

Недавно в Аризоне женщину-пешехода Элейн Херцберг насмерть сбил беспилотник Uber. К сожалению, она не останется первой и единственной. С развитием автономного транспорта будут погибать люди — так же, как они гибли с развитием самолетов, космических аппаратов, подводных лодок. Важные технологические прорывы всегда требуют человеческих жертв, но автономный транспорт в итоге снизит количество смертей в результате аварий на дорогах.

Беспилотный транспорт изменит подход к работе и досугу

Автономные автомобили станут не только механизмами, с помощью которых можно добраться из точки А в точку Б. Так как деловому человеку не нужно будет следить за дорогой, он сможет потратить это время на работу, сокращая свой день в офисе. Родители вместо того, чтобы сидеть за рулем, получат возможность провести время с детьми. Влюбленные пары смогут смотреть кино и расслабляться. Люди, живущие очень далеко от работы, могут даже использовать автомобиль вместо спальни. Восприятие транспорта как части человеческой жизни изменится до неузнаваемости. Как смартфоны стерли границы между работой и отдыхом, так и автомобили-беспилотники будут размывать грань между домом, транспортом и офисом.

Чего мы не знаем

Когда транспорт станет полностью автономным?

На этот вопрос ответа пока нет. В течение 10 следующих лет автомобили-беспилотники станут более распространенными, однако до 2050 года не получится выйти на автономию уровня 5 (когда человек только принимает решения, куда ехать). Почему именно 2050 лет? Именно столько понадобилось времени, чтобы пересесть с лошадей на автомобили.

Городские власти намного охотнее принимают решения о поддержке автономного транспорта, чем можно было ожидать. Например, в Калифорнии дали «зеленый свет» на испытания автомобилей-беспилотников. Конечно, после недавней аварии со смертельным исходом будут и негативные реакции, и задержки: в Аризоне приостановили тесты беспилотников Uber. Это демонстрирует, что на пути автономного транспорта встанет немало препятствий.

Как именно мы будем переходить на беспилотники?

До 2050 года будут действовать и тестироваться автомобили с автономностью от 0 до 5, пока наконец повсеместными не станут уровни 5 (полная автономность). США — страна автолюбителей, и здесь у людей возникнет неминуемое сопротивление. Как именно будет проходить переход, никто не знает. В расчет нужно принимать протесты, вывод из эксплуатации устаревшей техники, поощрительные меры для производителей, правительственное регулирование.

Также водители-сорвиголовы, возможно, захотят «сломать систему». Зная, насколько сильно беспилотники стараются избежать риска, такие водители могут с помощью агрессивного вождения вызывать экстренные остановки автономного транспорта, ущемляя его в правах на дороге. С другой стороны, некоторые исследования показывают, что наличие на дорогах машин-беспилотников, наоборот, сделает движение более спокойным.

У кого будут во владении беспилотные автомобили?

В Нью-Йорке сравнительно немного автовладельцев — из-за многочисленного общественного транспорта, доступных такси, сервисов аренды автомобилей. После внедрения автономного транспорта общественные авто получат еще большее распространение. Таким образом, станет еще больше людей, которые сами не покупают себе машину. В сельской местности, наоборот, маловероятно развитие общественного транспорта, так что там автовладельцы сохранятся и приумножатся. Кроме того, собственные авто будут приобретать те, у кого в приоритете личная безопасность и приватность. Но мы до сих пор не знаем, на что станет походить система владения автомобилями.

Какие компании будут заправлять на рынке?

Компания Waymo находится сейчас под управлением одной из дочерних фирм Google, и именно она обладает приоритетом в развитии и качестве беспилотных технологий. Однако в ближайшие десятилетия Waymo вряд ли сохранит свое лидерство. В борьбу вступают другие автомобильные производители и разработчики оборудования. Возможно, рынок беспилотников будет контролировать компания, которой пока еще не существует.

Как изменится плотность дорожного движения?

Есть теория, что общественные беспилотники смогут, высадив пассажиров, парковаться за пределами делового центра города, что искоренит необходимость поиска места для парковки. В настоящее время трафик очень загружен как раз из-за того, что множество машин ищет, где бы остановиться. Есть и мнение, что поток пустых автомобилей, направляющихся из центра, сделает дорожное движение более плотным.

Если автопарк будет использоваться эффективно, машин станет меньше, слабее будет нагрузка на окружающую среду. Если же автомобили будут разъезжаться на окраинные парковки, а не подбирать пассажиров рядом с местами назначения, то автопарк придется увеличивать, что возымеет обратный эффект для экологии.

В городских условиях трафик очень плотный, так что, несмотря на теоретическую возможность не останавливаться на перекрестках, беспилотники не всегда смогут осуществить это на практике. Разве что будут строиться многоуровневые трассы, надземные или подземные.

Так что мы не знаем пока, на что это будет похоже: небольшое количество эффективно используемых машин или же масса автомобилей, наводняющих дороги.

Кто будет нести юридическую ответственность?

Мы пришли в выводу, что люди по-прежнему будут страдать в дорожных происшествиях. На кого же ляжет юридическая ответственность: на владельца автопарка, на производителя автомобилей, а может, на разработчика программного обеспечения? Предстоит решить массу запутанных юридических вопросов.

Рано или поздно транспорт столкнется с этической «проблемой вагонетки»: это дилемма, при которой приходится делать выбор между действиями, каждое из которых нанесет какой-либо вред. Свернуть влево и задавить четырех старушек или свернуть вправо, но тогда под колеса попадут женщина с младенцем? Кому-то придется программировать действия автомобиля на такие случаи или разрабатывать искусственный интеллект, который будет сам обучаться принимать решения.

Как изменится подход к движению между работой и домом?

Мы пока не знаем, как повлияют автомобили-беспилотники на то, где люди станут жить и работать. В Нью-Йорке некоторым людям приходится проводить в дороге ежедневно 1.5—2 часа, добираясь до работы или обратно.

В США около 3% взрослого населения тратят на дорогу до работы минимум 1.5 часа. Возможно, с внедрением автономного транспорта эти показатели еще увеличатся. Но если не нужно будет самому вести машину, это время можно потратить на сон. Так как в салоне автомобиля освободится место, его легко станет организовать более удобным образом, оборудовав постель.

Возможно, деловой человек сможет сесть в машину в одном городе в полночь, чтобы утром проснуться уже возле своего офиса в другом городе. Транспорт будет способен даже выбирать объездные пути, чтобы пассажир смог поспать подольше.

Какое влияние испытает семейная жизнь?

Если отец семейства будет уезжать на работу за 400 миль, то не сможет позавтракать или поужинать с семьей и детьми. Матерям не придется отвозить детей на стадион, в школу или на танцы, таким образом члены семей станут меньше времени проводить вместе.

С другой стороны, выезжая на природу, семья в дороге сможет развлекаться разговорами или видеоиграми, вздремнуть, а затем дружно выгрузиться в горах, на пляже или в домике бабушки. Ведь никому не придется сидеть за рулем. Автономный транспорт способен повлиять на отношения внутри семьи и положительно, и отрицательно, однако предсказать исход никто не сможет.

В любом случае, будущее автономного транспорта удивляет и будоражит. Мы пережили зарождение и развитие компьютерных технологий и интернета, а сейчас стоим на пороге новых прорывов, которые изменят общество и нашу жизнь. Ō

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше