Библиотека Абстрактный экспрессионизм

Абстрактный экспрессионизм

Некогда читать?

Сохраните ссылку в соцсеть

Абстрактный экспрессионизм

Экономика заражения.
Заметки о теории искусства Льва Толстого

Теория Толстого была сосредоточена на идее, что искусство вызывает эмоции у зрителя. Толстой полагал, что роль художника состоит в том, чтобы предоставить зрителю нечто, способное вызвать эти эффекты. Абстрактный экспрессионизм достигает этого, позволяя общаться друг с другом. Такие художники, как Поллок, полагали, что именно зритель (а не художник) определяет и интерпретирует значение абстрактного экспрессионистского произведения искусства, поэтому нет никакого отношения к тому, что художник думает или передает при создании произведения.

Итак, что такое абстрактный экспрессионизм?

[dropcap]Б[/dropcap]еря истоки в раннем творчестве В. Кандинского, отчасти в экспрессионизме и дадаизме, Абстрактный экспрессионизм сформировался под влиянием сюрреализма и его основополагающего принципа психического автоматизма. Воспринятого американскими художниками от европейских мастеров, эмигрировавших за океан в годы Второй мировой войны: П. Мондриана, А. Бретона, С. Дали, М. Эрнста, Р. Матта.

Внутренний мир художника

Вслед за сюрреализмом Абстрактный экспрессионизм продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний.

Процесс рисования

В стремительном ритме художники покрывали поверхность холста крупными энергичными мазками, при этом нередко прибегая к приему дриппинга (разбрызгивание краски или выдавливание из тюбика).

Процесс создания картины часто происходил публично: перед зрительской аудиторией разыгрывался целый спектакль, в котором жесты и движения художника играли такую же активную роль, как и потоки краски, падающие и разливающиеся по холсту.

Абстрактный экспрессионизм доминировал в американской культуре вплоть до начала 1960-х годов, став одним из первых серьезных течений в американской живописи, повлияв на процесс развития всего мирового искусства

Особенности абстрактного экспрессионизма

Крупномасштабные работы

Картины, как правило, большие, за исключением героических фигур. И как правило, выполнены на очень больших холстах или состоят из нескольких холстов, предназначенных для одной работы.

Перспектива художника

Движение не характеризуется каким-либо одним конкретным стилем, но сильные сообщения и эмоции имеют первостепенное значение для представления. В любом произведении абстрактного экспрессиониста в центре внимания находится либо чувство художника, либо зрителя, а не само изображение.

Вдохновленный сюрреализмом

Абстрактный Экспрессионизм берет от Сюрреализма и поставляет идею, что искусство должно быть создано спонтанным и подсознательным созданием. Вместо того чтобы планировать, делать наброски и визуализировать произведение, художник следует потоку чувств и открытости своего ума.

Мотивация

Эпоха, в которой началось движение, обострила общество, особенно свободных мыслителей. Что душило и ограничивало. Абстрактный экспрессионизм дал художникам выход за сдерживаемые мысли и чувства.

Разнообразие цвета

Художники заинтересовались тем, как цвет влияет на настроение и образ мыслей.

Экспрессионизм в мировой архитектуре

Новый взгляд на творчество, включая практически все его направления, сложился именно в Европе в конце XIX-го века. Великие умы того времени посчитали, что искусство должно нести в себе мысли творца, задумываться и создаваться им не иначе, как «по внутренней необходимости», и совершенно не требует каких-либо комментариев и оправданий. Попыткой изобразить внутренний мир человека, донести до окружающих его переживания, порой в момент особого духовного напряжения, стал экспрессионизм. Новое движение диктовало отказ от отражения существующего социально-политического порядка. И, как считали сами художники, это явилось восстанием против «узколобого истеблишмента», провозгласив полную свободу творчества. И это совершенно не удивительно.

В архитектурном искусстве популярной идеей стало желание оформить городское пространство в форме утопического города-сада, в котором люди живут в единстве с природой. Идея зародилась в промышленном Лондоне, который первым почувствовал на себе негативные последствия индустриализации. Но истоки этого желания прослеживаются еще в глубине веков — множество археологов и историков позапрошлого века стали посещать страны Северной Африки и Ближнего Востока. Там они обнаружили остатки городов, которые позже стали прототипами для идей многих современных европейских градостроителей.

Но дело не только в археологии, она стала лишь средством. Индустриальный XX-й век открывает архитекторам новые технические возможности. Теперь самые смелые фантазии можно воплощать в жизнь, сбросив оковы традиций. Архитектура становится мощным средством воздействия культуру и сознание людей. Отныне художник способен отрицать реалистическую манеру изображения, порваны все связи с удобной и понятной действительностью.

Основные черты, присущие экспрессионистской архитектуре, призваны вывести зрителя из равновесия, произвести максимальный эмоциональный эффект. Но отправляясь в творческий полет мысли, архитекторы зачастую не учитывали законы физики, и множество таких идей не могло быть реализовано. Дело в том, что экспрессионизму присуща тяга к построению утопий, поэтому экспрессионисты часто создавали только некую идеологию будущей архитектуры. Еще одним сокрушающим фактором стало соотношение смелости замысла архитекторов с их финансовыми возможностями, как правило, не в пользу творцов. Те, у кого были деньги, отличались поистине патологической практичностью, и идеи утопизма им были по большей части чужды. Однако новые архитектурные утопии должны были снять возросшее социальное напряжение, вернуть ослабленную связь природы с человеком, раскрыть творческие способности личности. Столпам общества приходилось это учитывать, поэтому очень скоро архитекторы стали их первыми помощниками в деле приведения начинающего заходить в кризис слишком уж «затехнотизированного» общества в относительный «порядок».

В то время в архитектуре начались кардинальные изменения. Экспрессионистские архитектурные произведения рождались настолько индивидуалистичными, лишенными любых эстетических догм, что это часто воспринималось обывателем негативно. Но все же ключевые особенности этого искусства выделить можно:

  • для достижения максимального эмоционального эффекта применяются искаженные формы;
  •  в качестве материалов для строительства применяются бетон, кирпич, стекло;
  •  отсылки к природным объектам – горы, паутина, стволы и ветви деревьев, пещеры;
  •  нарочито-подчеркнутое отсутствие симметрии;
  •  продуманная фрагментированная линия в архитектурных формах;
  •  использование скульптур;
  •  множество работы в чертежах и моделях, порой так и никогда не реализованных.

Знаковыми именами в экспрессионистской архитектуре являются Эрик Мендельсон, Кендзо Танге, Ээро Сааринен. Без их творений современная история архитектуры была бы несказанно беднее. Строения, построенные по их проектам, исследователи культуры называют «экспрессионистическими» архитектурными произведениями искусства. Так, по проекту Эрика Мендельсона (1887-1953 гг.) построена астрофизическая лаборатория в Потсдаме – так называемая «Башня Эйнштейна», которая по праву стала символом экспрессионизма в архитектуре. Объемная башня скорее напоминает своеобразную скульптуру, но ее монолитные железобетонные формы при детальном рассмотрении приобретают необъяснимую пластичность.

Американский архитектор Ээро Сааринен приобрел мировую известность благодаря оригинальным изобретениям в дизайне мебели. Им был придуман «стул-тюльпанчик» и «стул-кузнечик». В 1947-м году мир увидел его самый знаковый проект — грандиозные Ворота Запада в Сент-Луисе высотой 192 метра, на тот момент это было весьма значительное архитектурное сооружение.

Самым влиятельным архитектором Японии был признан Кэндзо Тангэ (1913–2005 гг.), ведь созданный его гениальным умом Олимпийский центр в Токио, без всякого преувеличения, стал истинным шедевром структурного экспрессионизма, который можно считать несомненным образцом в рамках этого стиля.

Известным примером «амстердамской школы» экспрессионизма называют необычный 102-квартирный дом — «Корабль» (1917-1921 гг.), построенный известным европейским архитектором Мишелем де Клерком. Этот дом, по форме имитирующий корабль, правильных углов не имеет совсем. Мастер украсил свою работу огромным количеством символических декоративных деталей, которые были призваны подчеркнуть всю неординарность его эпохального произведения.

Переход от готики к кирпичному экспрессионизму ознаменовался в Кёльне великолепной работой Якоба Кёрфера – это было строение Ганзейской башни. Когда-то явившаяся самым высоким зданием в Европе, башня похожа на маяк, который по дуге объезжают поезда и электрички. Правда, технологии, по которым эта башня строилась, по большей части были американскими, однако архитектурный стиль был выполнен исключительно по нормам Старого Света.

Бруно Таут (1880-1938 гг.) подарил миру достаточно много жилых кварталов в одной из главных европейских столиц – Берлине. Так, им был построен посёлок Хуфайзен, который был призван хотя бы частично решить проблему перенаселения этого мегаполиса в 20-х годах прошлого столетия, а также жилой комплекс «Хижина дяди Тома», который также стал образцом для многих европейских архитекторов, но уже после окончания Второй мировой войны. Самым знаменитым считается проект Таута под названием «Стеклянный дом» — уникальной формы выставочный павильон, представленный на выставке 1914 г. К сожалению, этот павильон сохранился только на фотографиях.

Итак, экспрессионизм в своем первоначальном, «чистом», так сказать, виде, достиг своего пика в конце первой половины ХХ-го века, и стал распадаться на несколько отдельных направлений.

Настолько стремительное развитие экспрессионизма в архитектуре объясняется очень редким, и даже удивительным соответствием этого нового на тот момент истории направления и наиболее характерных черт предвоенной эпохи не только в Европе, но и в Америке. И хотя бурный расцвет его был совсем недолговечен, и даже краток, экспрессионистская архитектура успела о себе заявить весьма необыкновенными формами невиданных ранее образов. Подобный путь развития экспрессионистского направления подчеркнул важность нахождения новой выразительности при конструировании наиболее важных и ответственных градостроительных объектов.

Примерно к 30-м годам XX-го века ведущие архитекторы экспрессионизма постепенно отошли от эмоционального экспрессионизма и направили свои творческие взоры на более практичные и функциональные стили. В Германии его крах начался в 1933-м году, сразу же после того, как к власти в этой стране пришли нацисты. Они объявили экспрессионизм вне закона, раскритиковали его как «искусство вырождения». Практически все (не только архитектурные) стили и направления, существовавшие на тот момент, попали под определение «вырождения». У нацистов были свои взгляды на искусство, экспрессионизму в этих взглядах не было места, поэтому он мгновенно уходит с архитектурной арены. Однако ненадолго.

Экспрессионизм возродился в Германии после окончания войны и краха нацистского режима. В 1950-70-х гг. он снова порадовал мир яркими произведениями, однако первозданная чистота его внешних проявлений была утрачена, хотя база осталась неизменной.

Ф. Клайн. Черное на зеленом, красном и желтом. 1948
Ф. Клайн. Черное на зеленом, красном и желтом. 1948

X. Хофманн. Городской пейзаж. 1959
X. Хофманн. Городской пейзаж. 1959

Р. Мазеруэлл. Чикагский коллаж. 1981
Р. Мазеруэлл. Чикагский коллаж. 1981

А. Горки. Сад в Хоргома. 1940
А. Горки. Сад в Хоргома. 1940

В. де Кунинг. Большая блондинка (Мерилин Монро). 1982
В. де Кунинг. Большая блондинка (Мерилин Монро). 1982

Виллем де Кунинг - Дверь в реку
Виллем де Кунинг — Дверь в реку

Джексон Поллок "Стенографическая фигура".
Джексон Поллок «Стенографическая фигура».

М. Ротко. Оранжево-желтое. 1956
М. Ротко. Оранжево-желтое. 1956